Айвазовский и другие

01.03.2016
С 20 февраля по 19 апреля 2016 года в Челябинском музее искусств проходит выставка «Морские сражения и флотоводцы России». В этом отчёте я решил поделиться своими впечатлениями о посещении этой выставки.

В прошлом году в музее искусств проходила выставка «Айвазовский и флот», которая мне очень понравилась, поэтому, узнав, что в этом году в зале на площади Революции вновь будут выставлены картины и другие экспонаты из Центрального военно-морского музея (Санкт-Петербург) я решил не упускать шанс увидеть всё это великолепие…

Анонс выставки гласил: «Морские баталии кисти выдающихся русских живописцев Айвазовского, Боголюбова и Блинова, портреты адмиралов, чьи имена навеки вошли в историю героического флота образцом доблестного служения Отечеству. модели кораблей, морское наградное оружие и флаг Петра I увидят челябинцы и гости города на выставке «Морские сражения и флотоводцы России».

Картин Айвазовского на этой выставке было всего две. Одна из них — «Прощание», написанная в 1868 году
Картина Айвазовского — Прощание
Несмотря на то, что краски на картине потрескались и, возможно, утратили свои первоначальные цвета, картина производит сильное впечатление своей реалистичностью — вода и небеса в лучах заката выглядят совершенно натурально. Силуэт парусника, слева от основного корабля едва угадывается по светящемуся в лучах солнца парусу и его отражению в спокойном море…

Обратил внимание своих спутников на портрет последнего морского министра Российской Империи Ивана Григоровича работы Петра Бажанова
Портрет морского министра И. К. Григоровича — художник Пётр Бажанов
Иван Константинович Григорович — государственный деятель, вклад которого в восстановление отечественного флота, после его разгрома в русско-японской войне, трудно переоценить. До сих пор на верфях и стапелях, созданных благодаря его деятельному участию, строятся российские военные корабли.

На выставке присутствует один из парадных портретов Петра I. У императора Петра подобных портретов ни один и не два, большинство из них были написаны уже после его смерти. Этот — не исключение, автор его неизвестен, время написания — вторая половина XVIII века. Портрет находится в северном торце зала, Пётр как будто видит всю экспозицию и всех посетителей…
Парадный портрет Петра Первого
Разве можно представить выставку, посвящённую российскому флоту без портрета Петра Великого?

На выставке представлено более десятка живописцев живших и творивших с середины XIX века вплоть до наших дней. Вот, к примеру, картина Никола Бута, написанная в 1976 году «Матросы с Малой земли»
Николай Бут — Матросы с Малой земли
Картина написана в год, когда Леониду Брежневу (в годы войны воевавшему на «Малой земле») было присвоено звание маршала Советского Союза, а боям на плацдарме под Новороссийском придавалось такое значение, что даже появился анекдот «Пока некоторые отсиживались в окопах под Сталинградом, судьба войны решалась на «Малой земле», а Сталин и Жуков советовались с полковником Брежневым…» По всей видимости, картина Бута — его посильный вклад в дело восхваления «дорогого Леонида Ильича»…

Разумеется, всё написанное мной никак не умаляет подвига солдат и матросов героически сражавшихся и там, и в других боях Великой Отечественной войны.

Кроме живописных полотен на выставке имеются и такие образцы искусства, как вот эти фарфоровые матросы
Фарфоровые матросы
К сожалению, не указано кто изготовитель. Ни предприятие, ни автор не обозначены. «Киев, ХХ век» — вот и вся информация. А фигурки забавные! :)

Макет крейсера «Варяг»
крейсер
Того самого! С нападения на который в корейском порту Чемульпо началась русско-японская война.

Выставлена также часть коллекции рисунков (кажется, акварели) на которых изображено обмундирование моряков императорского флота с 1706 года и… наверное, по самое окончание Империи. Больше самих рисунков мне понравился футляр от альбома
футляр
Не догадался я сфотографировать его с каким-нибудь предметом для масштаба, но размер у него — с нормальный такой чемодан. Кожа, цепи, тросы — всё натуральное!

Очень радует, что современные технологии проникают в музейную жизнь! Многие экспонаты снабжены указателями, которые содержат не только название картины, имя художника и краткое текстовое описание, но ещё номер для аудиогида и QR-код для получения дополнительной информации.
Описание картины с QR-кодом
Я уже рассказывал о первом опыте внедрения аудиогидов и QR-кодов в прошлогоднем отчёте, а в видеогалерее «Гаджеты на выставке в музее искусств» наглядно показал как это работает, а сейчас заметил, что всё больше и больше посетителей пользуется этими возможностями. Вот симпатичная посетительница с помощью аудиогида слушает рассказ о Наваринском сражении
Девушка слушает аудиогида
А вот другая, не менее привлекательная девушка, сканирует QR-код
Девушка сканирует QR-код

В музее работает беспарольный Wi-Fi — в QR-коде закодирована ссылка на страницу, содержащую изображение и описание картины. Можно сразу же рассказать об увиденном друзьям в любимой соцсети.

Понятное дело, что русский флот ни в один из периодов своего существования не мог обойтись без изделий уральских мастеров. На этом стенде представлены абордажный тесак с ножнами златоустовского производства и абордажный же топор.
Абордажный тесак — Златоуст

В данном отчёте, конечно, представлены не все экспонаты выставки, там ещё много чего интересного! Всем рекомендую побывать, посмотреть и прикоснуться!

Дмитрий Фельдман

Оригинал статьи по ссылке