25 февраля день рождения художницы Рянгиной Серафимы Васильевны

25.02.2017

Увлечение рисованием привело гимназистку Симочку в широко популярную частную школу-студию на Литейном проспекте, дом № 59, созданную художником, преподавателем Рисовальной школы Общества поощрения художеств, профессором Академии художеств Яном Францевичем Ционглинским (1858-1913).
Часть мастерской в студии занимал рояль, на котором во время занятий Ционглинский играл наизусть Р.Вагнера, Л.Бетховена, Ф.Шопена, Р.Шумана или Ф.Листа, потому что считал, что музыка способствует восприятию самых тонких красочных оттенков. Также в своей мастерской художник устраивал музыкальные вечера, на которые приглашал играть С.В.Рахманинова, И.Сливинского, И.Гофмана и Ф.Бузони. Ян Францевич сыграл немаловажную роль в становлении таких будущих авангардистов, как Михаил Матюшин, Елена Гуро, Волдемар Матвей, Павел Филонов. В том числе и Симочки Рянгиной.

 

Серафима Васильевна вспоминала, как в детстве любила рисовать жизнь городского дома «в разрезе» - интерьеры комнат, в каждой из которых происходит свое действие. «Я долго находила наслаждение в этой игре — быстро разделять лист и погружаться в мир маленьких людей, живущих быстро и хлопотливо».

В 1912 году, выдержав большой конкурс, Серафима Васильевна поступила в Академию художеств, в которой она училась с небольшими перерывами до 1923 года. Там ее учителями были мастера, ярчайшие представители русского реалистического искусства, передвижники П.Е.Мясоедов, И.И.Творожников, В.В.Беляев. Но любимым педагогом был Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943), сформулировавший своё основное требование к ученикам кратко: «Живописи я не учу, а извольте понять и передать форму».

Там же, в Академии, Рянгина познакомилась со своим будущим мужем, оказавшим огромное влияние на ее творчество, Степаном Михайловичем Карповым (1890-1929), уроженцем Оренбурга.
В 1923 году супруги переезжают из Оренбурга в Москву и работают в своего рода студии на Бауманской улице, где также работали братья Яковлевы, Василий и Борис. Серафима Васильевна и ее муж были активными членами Ассоциации художников революционной России (АХРР) с первых дней ее создания. После переезда в Москву Степан Михайлович занял руководящее положение в АХРР.
В конце 1920-х годов художница переходит от изображения чисто бытовых сцен из жизни к большим работам, посвященным новым героям молодой страны Советов - людям труда. Художница рассказывает о пробудившемся стремлении к творчеству, знаниям "Рабочий-изобретатель", 1929; "Красноармейская студия ИЗО", 1928; "В новую жизнь", 1930, об интересе к искусству "В мастерской художника. Новый зритель", 1927. В этих работах Рянгина часто использует высокую точку зрения, дающую неожиданные ракурсы и масштабы — это напоминает приемы кинематографа того времени.
В 1930-е годы Серафима Васильевна, как и многие другие художники, увлеченные размахом индустриального строительства в стране, ездила на новостройки, работала над индустриальным пейзажем, создавала образы строителей социализма. В 1926 году в Самарканд, в 1929 в Баку, 1930 и 1933 годы командировки на Кавказ, в 1938 - Карелия.

А в 1934 -1935 годах, она вместе с художником Яковлевым Б.Н., была приглашена на строительство завода «Магнезит» в Сатку по просьбе директора строительства З. Табакова, адресованной С.Орджоникидзе. Ими были созданы живописные масштабные полотна - «отчеты» об этой уральской командировке. Произведения вошли в состав выставки «Урало – Кузбасс в живописи» 1936 года, показанной в Свердловске, Новосибирске, Челябинске, а сегодня трое из них - украшение музейной коллекции советского искусств и композиционные акценты выставки «Ударным темпом, полным ходом!» в картинной галерее.
В последние годы жизни художницей созданы жанровые портреты, на которых она запечатлела ряд советских художников в обстановке их творческих мастерских: «В мастерской скульптора» 1947, «Беседа» 1947, «Дружба» 1949, «В мастерской художника Ю. И. Пименова» 1955. Поздние работы Серафимы Васильевны органично входят в общую картину советской живописи 1950-х годов, в которой главное — неторопливый, обстоятельный рассказ — то, к чему всегда тяготела художница.
В 1955 году, незадолго до смерти, Серафиме Васильевне Рянгиной было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

 

Ее произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Оренбургском музее изобразительных искусств, Киевском музее русского искусства и др.

Наталья Козлова,

старший научный сотрудник

 

Рянгина С.В. Цех производства кирпича. 1935.

Рянгина С.В. Цех производства кирпича. 1935.