Программы музея изобразительных искусств

«Искусство дает крылья»
А.П. Чехов
Программа для детского сада
"Знакомься: искусство!"*

1. «Знакомство с Музеем»: путешествуем по экспозициям.

Ознакомительная экскурсия по имеющимся экспозициям музея строится по принципу путешествия по видам и жанрам. Последовательное знакомство с каждым тематическим блоком способно не только обогатить детей в усвоении новых знаний, но и способствует развитию речевых навыков. Включение в путешествие разнообразных экспозиций дает необходимую ценностную полноту восприятия изобразительного искусства.

2. «Мир вокруг под звуки музыки». Рисуем пейзаж, слушаем классическую музыку.

Занятие с дошкольниками в игровой форме осуществляется в виде путешествия по воде, земле, горам. Разнообразием пейзажей в экспозиции «Русского искусства XVIII-XX в.» позволяет детям соприкоснуться с шедеврами русской пейзажной живописи (И.К.Айвазовский, И.И.Шишкин, С.Ю.Жуковский, П.П.Петровичев). Использование игр и музыкального оформления в музейном пространстве в процессе занятия (игра «Волны волнуются раз») содействует раскрытию эмоционального отклика детей, формирует багаж знаний об окружающем мире.

3. «Меняем маски» – экскурсия-игра об искусстве портрета.

Задача занятия – научить детей видеть, чувствовать, понимать жанр портрета. В первой теоретической части осуществляется процесс ознакомления с некоторыми произведениями, в которых идентифицируется социальный статус персон, определяются характерные признаки портретов разного типа ( неизвестный художник «Александр Невский», Ж.-Л.Монье «Портрет Елизаветы Алексеевны»,

А.Венецианов «Портрет мальчика в красной рубашке», В.Макаров «Портрет баронессы Сталь фон Гольштейн», А.Шервуд «Портрет пожилой женщины»). В игровой части занятия для осознания глубины образа человека в портретном жанре предлагается задача самоидентификации зрителей. С помощью манипуляций с масками, обсуждаются некоторые человеческие эмоции, знакомые детям (маски «Удивление», «Обида», «Смех», «Испуг»).

4. «Цветы, бабочки и фрукты. В гостях у дядюшки Арчимбольдо». Знакомство с натюрмортом.

Ознакомление с жанром натюрморта осуществляется непосредственно в экспозиции музея, где дети в ходе экскурсии знакомятся с картинами Н.Кузнецова «Гранаты и яблоки», «Натюрморт с булкой». Далее следует практическое задание на создание натюрморта в духе художника Арчимбольдо, прославившего XVI век написанием портретов из овощей и фруктов. Используются все техники исполнения: гуашь, акварель, карандаш, мелки, фломастеры, пастель. Развитию воображения способствует более широкий спектр детских изображений в натюрморте: цветов, бабочек.

5. «Чугунная бабушка». Что такое каслинское литье?

Маленький посетитель попадает в мир каслинского и кусинского литья. На экскурсии дети знакомятся с этим самобытным и уникальным явлением в русском прикладном искусстве, которое прославило Урал на весь мир. Обилие волшебных персонажей, легко узнаваемых по сказам Бажова и Гоголя, анималистической скульптуры и предметов быта помогает маленькому зрителю легко воспринимать и усваивать исторический и художественный материал.

6. «Играем в Музей» - ролевая игра для детей и воспитателей.

Подводящий годовой цикл занятий в музее осуществляется на территории детского сада. Дети заранее распределяют игру по ролям: экскурсовода, кассира, смотрителей залов, часть детей исполняет роли экскурсантов. Для создания атмосферы «Экскурсии» в группе развешиваются рисунки, исполненные в течение года. «Экскурсоводы» и «экскурсанты» демонстрируют родителям и воспитателям навыки и знания, полученные на занятиях в музее.

  

Программа для начальной школы

"Цвет и образ в искусстве"

 

1. «Вверх и вниз по радуге. Что такое цвет? »

В ходе интерактивной экскурсии дети научатся видеть и понимать красоту колорита живописных произведений, познакомятся с основным цветовым спектром, теплыми и холодными цветами, тонами и оттенкам, с понятием цветового контраста. Экскурсовод поможет раскрыть эмоционально-выразительную роль цвета в картине, его зависимость от света, от качеств изображаемых предметов, от содержания произведения в целом, от характеров отдельных образов.

2. «Я люблю свою лошадку…». Анималистический жанр в изобразительном искусстве»

Анималистика – один из самых древних жанров изобразительного искусства. Взаимоотношения человека и животного во все времена, начиная с палеолита, находили отражение в художественном творчестве. Именно с изображения животных на стенах пещер и началось изобразительное искусство. Дети рисуют животных с раннего детства, начиная с домашних питомцев. Во время экскурсии обращается внимание детей на красоту животного мира, и необходимость бережного отношения к нему.

3. «Маленький принц. Детские образы в русском искусстве XVIII- начала XX веков».

В ходе занятия дети узнают о том, как русские художники различных эпох и художественных школ изображали детей. Экскурсия построена на рассказе о музейных экспонатах, в том числе произведений знаменитых русских мастеров И.Вишнякова, Д.Левицкого, К.Брюллова, А.Тропинина, В.Перова, В.Серова, З.Серебряковой.

4. «Речка, небо голубое – это все мое родное….» - Знакомство с пейзажем.

Тема экскурсии погружает маленьких слушателей в мир наиболее распространенного и любимого жанра изобразительного искусства. Цель занятия – сформировать представление о живописном этюде, как основе пейзажного образа, развить способность детей к пониманию художественно-образного языка пейзажа, закрепить ранее изученные понятия: этюд-картина, колорит, светотень, тон, нюанс, композиция, ритм, перспектива.

5. «Чугунное кружево» - каслинское и кусинское литье в экспозиции музея.

Почти трехвековая история Каслинского завода, талант художников, мастеров-формовщиков, литейщиков, чеканщиков, мастеров по окраске сделали каслинское чугунное литье уникальным явлением в художественной промышленности России, подлинным достоянием русской культуры и отечественной истории. Каслинское чугунное литье - это скульптура, элементы украшения для фасадов зданий и даже посуда, которые производятся на заводе в городе Касли Челябинской области. Это архитектурно-художественного литье представлено в Уральском павильоне челябинского музея изобразительных искусств. Во время экскурсии сотрудники музея познакомят с ним маленьких гостей, расскажут об истории создания и покажут насколько изящными и тонкими могут быть изделия из чугуна.

  

Программа для школьников среднего звена

"Виды, жанры и техники искусства"

 

1. «Арт-навигатор. Виды, жанры и техники изобразительного искусства». 

Экскурсия, рассчитанная на учащихся 5-8 классов, знакомит с видами и жанрами изобразительного искусства, представленными в постоянной экспозиции Картинной галереи Музея изобразительных искусств. Предметами изучения станет скульптура, древнерусские иконы, живописные холсты выдающихся русских художников - И.Айвазовского, К.Брюллова, И.Шишкина, фарфор Западной Европы как раздел декоративно-прикладного искусства.

2. «Меркурий и Аргус. Мифологические образы в живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве».

Эта тема представлена в коллекции Челябинского государственного музея изобразительных искусств живописью, бронзовой скульптурой, в фарфоровых изделиях и декоративно-прикладном искусстве. Во время экскурсии школьники узнают о разнообразии творческих методов художника в излюбленной для классицизма и академизма теме, которая рассматривается на примере фарфоровой вазы Афина Паллада, танцующий Вакх, Гефест, Геракл и Антеон, «Прощание Гектора с Андромахой» Постникова.

3. «Пейзаж – картина мира. Мотив природы: изучаем пейзаж».

Знакомство школьников с жанром пейзажа строится на моделировании путешествия по природным мотивам: в лесу, вокруг пруда, лесной поляне, в городе, в горах, на море. Обращаясь к личным детским впечатлениям, экскурсовод предлагает рассмотреть пейзажи различных типов кисти выдающихся русских художников: И.Шишкина, И.Левитана, С. Жуковского, А.Беггрова, И.Айвазовского, П.Петровичева. В ходе экскурсии раскрывается своеобразие почерка каждого пейзажиста.

4. «Окно в небо. Мир русской иконы».

Коллекция музея обладает произведениями иконописи XVI-XXI веков. Экспозиция знакомит школьников с памятниками Псковско-новгородского круга XVI-XIX в., Москвы, Русского Севера. Поздняя икона XVII-XXI в. представлена произведениями Палеха, Мстеры. Во время экскурсии школьники узнают об

уральской икона как уникальном художественном явлении XVIII-XX в. Меднолитая пластика XVII-XIX веков и разноцветные эмали значительно дополнят впечатление о древнерусском искусстве.

5. «Чугунные звери. Анималистический жанр в каслинском литье»

Каслинское и кусинское чугунное литье в середине 19 века выросло из прикладного утилитарного промысла в настоящее искусство, прославившее уральский регион по всему миру. Анималистический жанр в теме уральского чугунного литья стал одним из ведущих и наиболее востребованных среди русских скульпторов 19 – нач. 20 века. Свои отливки на заводы в Касли и Кусу присылали такие великие скульпторы, как: Клодт, Лансере, Либерих, Бах, Обер и др. В ходе экскурсии ребята смогут познакомиться с лучшими образцами чугунного литья в жанре анималистики.

  

Программа для школьников старшего звена

"Традиции в искусстве: Россия и Урал"**

 

1. «Большие» стили в иконописи. Древнерусское искусство в экспозиции музея».

Интерактивная экскурсия на экспозиции древнерусского искусcтва XVI-XXI веков. Самые древние иконы в собрании музея датируются 16 веком и представляют собой строгие, сдержанные образы канонического православного искусства. Долгое время церковная живопись развивалась по строгим канонам, привнесенным на Русь из Византии. Однако, в 17 веке, с появлением произведений Оружейной Палаты, искусство которой испытало на себе значительное западное влияние, в русскую иконопись стали постепенно проникать новые стилистические веяния светского искусства – барокко, рококо, классицизм, модерн. В экспозиции есть несколько памятников, на примере которых можно увидеть этот процесс – «Спаситель мира», «Всем скорбящим радость», «Троица Ветхозаветная» и другие. Одновременно с этим, в среде старообрядцев шел процесс «подстаринивания» новонаписанных икон. Иконы, написанные иконописцами XIX-XX веков сознательно писались тёмными красками, архаизировались, стремясь иметь сходство с древними образами дораскольного времени. Однако, если всмотреться в них внимательно, можно заметить, что они уже несут на себе отпечаток иконописания Нового времени.

2. «Искусство эпохи дворцовых переворотов. Дворянский портрет XVIII-XX веков».

XVIII век неспроста называют веком портрета, ведь для Российской Империи, не создававшей светского «земного» искусства, этот жанр был новым и поэтому загадочным. Выдающиеся люди того времени застыли на полотнах, схваченные умелой рукой мастеров, делающих шаги на пути постижения и изучения человеческой природы. В ходе экскурсии ребята познакомятся с искусством портретной живописи, созданной в XVIII веке – в эпоху дворцовых переворотов. Кто удостаивался чести быть запечатленным в портрете? Как изображали императоров и правителей того времени? Что кроме сходства с моделью стремились передать живописцы XVIII века?

3. «Россия глазами передвижников. Искусство XIX- начала XX веков».

В 1860-е годы общественная мысль была ориентирована на социальные противоречия. В своем творчестве художники и писатели обращались к народной теме. Формой диалога со зрителем стал реализм, представленный во всех жанрах: портрете, пейзаже, натюрморте. Во время экскурсии ребята знакомятся с произведениями выдающихся пейзажистов И.Левитана, И.Айвазовского, И.Шишкина и творчеством создателей жанровых картин- И.Ярошенко, В.Маковский, К.Богданова, В.Лебедева.

4. «На сломе эпох. Искусство на пороге перемен».

На лекции старшеклассники познакомятся с искусством начала 20 века, узнают, почему яблоко «лежит» на стене и не падает, почему классическое искусство уступило новым художественным формам и из чего складывался кубофутуризм.

5. «Графика в скульптуре. Форма и образ в уральском художественном литье из чугуна».

Каждый держал в руках карандаш, вырисовывая силуэт, затем покрывая его быстрыми штрихами. Искусство графики лаконично и контрастно. С помощью графитового карандаша, угля или туши, можно создать образ мягкий и робкий, либо острый, замысловатый. В Уральском павильоне музея графические образы переходят с бумаги в трехмерное пространство. На экскурсии рассказывается о художественных особенностях литья из чугуна и об истории их воплощения исторических, литературных и мифических персонажей.

 

 

 

* Программа доступна для детей с ограниченными возможностями

** Принимаются пожелания по тематике занятия

Заявки на проведение экскурсий, лекций, мастер-классов по телефону: 266-38-17.

Клуб любителей искусства

15.01.2016 - Клуб любителей искусства

Новое направление в просветительской деятельности музея – цикл лекций по истории искусства для взрослой аудитории.
Задания для детей на выставке "Спасибо, Урал!"

19.05.2015 - Задания для детей на выставке "Спасибо, Урал!"

Как сделать искусство интересным и доступным детям?