Лекции

 

 

11 января, 16:00

Голландская живопись XVII-XVIII в. Ян ван Хухтенбург. Обретение имени

Как неизвестный художник превратился в Яна ван Хухтенбурга? Итоги трехлетнего исследования голландской баталии XVIII века. Зачем картине делать рентген?
Разговор пойдет об особенностях создания голландской живописи XVII-XVIII веков и о том, какие технические средства помогают современным экспертам эти особенности выявить.

Лектор - старший научный сотрудник Наталья Махновская

  

18 января, 16:00

Фламандская школа XVII в. 

Камерная и уютная Фландрия в XVII веке стала крупным и важным художественным центром Западной Европы. Небольшие размеры государства не стали препятствием к появлению масштабного и заполняющего все пространство стиля барокко.

Лекция посвящена произведениям искусства в собрании ЧГМИИ, относящимся к одному из самых ярких явлений западноевропейского искусства – фламандской школе (современная Бельгия).

Лектор - старший научный сотрудник Наталья Махновская

 

 25 января, 16:00

Фламандский цветочный натюрморт XVII в. Зашифрованные символы

 Розы, лилии, тюльпаны…Какая женщина откажется от букета цветов на праздник или совершенно без повода? Что скрывают за собой чудесные создания природы? Каким тайным или явным смыслом наделяют их художники? Обратимся к истории искусства, чтобы расшифровать язык живописных цветов.

Лектор - старший научный сотрудник Наталья Махновская

  

1 февраля, 16:00

Хрупкое совершенство. Западноевропейский фарфор

Лекция знакомит с мануфактурой Meissen – первым европейским фарфоровым производством. История ее возникновения и становления больше похожа на детективный роман, в котором были обман, предательства, шантаж, шпионаж, смерть и, конечно, люди, благодаря которым в начале XVIII «китайский секрет» был наконец разгадан.

Лектор - старший научный сотрудник Галина Медведева

 

8 февраля, 16:00

Французская школа живописи XVIII в. Гюбер Робер и Жан-Батист Удри

 Настоящей жемчужиной коллекции искусства Западной Европы считается полотно ≪Собаки перед убитым зайцем≫ Жана-Батиста Удри 1748–1750 годов. Совместно с французским коллегой Гийомом Нику удалось проследить всю историю картины от ее создания по заказу маркизы де Помпадур для ее загородной резиденции Бельвю в составе серии из четырех картин и до ее покупки Екатериной II в свою коллекцию.

 Архитектурная фантазия Гюбера Робера ≪Пейзаж с прачками≫ является предметом многолетнего пристального изучения. Любимый прием художника — изображение монументальной арки, через которую открывается вид на пейзаж или архитектурные строения. Причем мастер чаще всего писал выдуманные, фантазийные пейзажи, в которых совмещал архитектурные памятники, находящиеся в разных странах.  

 Лектор - старший научный сотрудник Наталья Махновская

  

15 февраля, 16:00

Французская живопись XIX в. Портрет графини Екатерины Бобринской Фредерики О'Коннель

Портреты графинь Бобринских – молодой женщины и прелестной девочки – в собрании Челябинского музея изобразительных искусств хранятся уже более сорока лет. Более сорока лет они хранили тайну своего происхождения. Совсем недавно стало известно, что женщина, изображенная на портрете "жила" в музее под чужим именем, а девочка приходилась ей родной дочерью.

На лекции можно будет познакомиться с историями жизни героинь, узнать любопытные и трагические факты их биографий из подлинных документов. Вы сможете узнать, что связывает их со знаменитым родом графов Шереметевых и императрицей Екатериной Великой.

Лектор - старший научный сотрудник Наталья Махновская

 

22 февраля, 16:00

История Русского фарфора. Возникновение и развитие

«Лучшее искусство – русский фарфор» - писал великий художник Михаил Врубель об изделиях из фарфора, фаянса и майолики, созданных в России начиная со второй половины XVIII века. В мировой истории искусств русский фарфор рассматривается как одно из самых значимых направлений декоративно-прикладного искусства, считается одним из самых престижных российских брендов и хранится в коллекциях лучших музеев мира.

Лектор - старший научный сотрудник Галина Медведева

  

29 февраля, 16:00

Западноевропейская графика XVIII-XIX вв. Новые атрибуции и имена

Коллекция западноевропейской графики включает работы французских, немецких, английских, итальянских, фламандских, голландских, швейцарских,  австрийских и польских мастеров XVI — начала XX века, включая иностранных художников, работавших в России, из них — семь произведений оригинальной графики (акварель и пастель). 

Лектор - старший научный сотрудник Наталья Махновская

  

7 марта, 16:00

Фарфор изящный на столе

Лекция знакомит с историей предметов на нашем столе, с историей появления «сервиза» и особенностями столового этикета.

 Лектор - старший научный сотрудник Галина Медведева

 

14 марта, 16:00

Нидерландское искусство XVI-XVII веков. Антонис Мор и Адриан ван Остаде. Последователи и копиисты

 Нидерландское искусство XVI-XVII веков. Антонис Мор и Адриан ван Остаде. Последователи и копиисты. Искусство небольшой страны Нидерланды оказало значительное влияние на все мировое искусство. Стремление отражать реальность максимально точно и иллюзорно захватило многих живописцев.

 В собрании музея хранится копия XVII–XVIII веков с картины ≪Слух≫ из серии ≪Пять чувств≫ голландского выдающегося жанриста Адриана ван Остаде, в свое время поступившая как произведение неизвестного художника с названием ≪Псалмопевцы≫. Под влиянием нидерландского живописца Антониса Мора написан загадочный портрет неизвестного мужчины из собрания музея.

 Лектор - старший научный сотрудник Наталья Махновская

  

21 марта, 16:00

Итальянское искусство и его влияние на искусство Европейских стран

Италия – страна красоты и искусства. Сколько столетий она манит художников, очарованных ее богатым и масштабным наследием. Несколько произведений художников из Италии хранятся и в собрании музея. Прекрасным образцом итальянской живописи XVII века является ≪Аполлон и Марсий≫ Иоганна Карла Лота (Карлотто). XVIII век в музейном собрании отражен большеформатными пейзажами итальянцев Андреа Локателли, Франческо Альботто, ≪Вакханалией≫ Джованни Паннини, ведутой ≪Уголок Венеции≫.

Лектор - старший научный сотрудник Наталья Махновская

  

28 марта, 16:00

Немецкая, швейцарская и испанская живопись XVIII-XIX в. в собрании музея

Какой путь проходит картина неизвестного художника, прежде чем обрести имя автора и открыть тайну своего происхождения?

На лекции вы услышите, как одна из картин сменила имя автора, а другая – место рождения с Франции на Швейцарию. «Рождественская ночь» и «Пейзаж с мельницей» вернули себе подлинных авторов: Карла Фридриха Морица Мюллера (Фейермюллера) и Фердинанда Августа Глиенке.

 Лектор - старший научный сотрудник Наталья Махновская

   

Лекции проходят в Картинной галерее (ул. Труда, 92 а).

 

Единоразовое посещении лекции и выставок «Загадки старых мастеров»«Реальность и волшебство»,  «Спасти и сохранить»: 200 руб.

Лекционный абонемент на посещение 5 лекций: 500 руб.

***

 

 

21 декабря, 15:00

Лекция «Дивы золотой эпохи» Развитие женского образа 30-50 х годов

Идеал красоты в разные исторические эпохи диктовал новые условия для развития женского облика. На протяжении времени менялся внешний вид прекрасной половины человечества. Начало XX века явило миру новую элегантность, иной взгляд на красоту и манеру вести себя в обществе. Лекция посвящена одному из самых ярких периодов в истории моды, десятилетиям, воспевающим чары женственности и драматизм загадочного Голливуда.

 Лектор: научный сотрудник ЧГМИИ Степанова А.Н.

  

11 января, 15:00

 Лекция «Вечные возлюбленные. Жанр «ню» в изобразительном искусстве»

Красота женщины  – вечная тема, интересующая художников. С какого времени   начинают изображать обнаженное женское тело? Как менялось отношение к наготе со времён античности до наших дней?  Лекция знакомит с выдающимися произведениями мирового искусства, которые отображают прекрасную женскую наготу.

Лектор: научный сотрудник ЧГМИИ Медведева Г.И.

   

18 января, 15:00

 Лекция «Glamour. Pin-up. Hard. Гендерные модели ХХ века»

 Лекция киноведа О.В. Конфедерат в рамках выставки «Пин-Ап» позволит выйти за рамки обзора «как это было» и задаться вопросом: почему это было так. Что на самом деле значит «гламур» и почему в конце 1940-х и в первое послевоенное десятилетие он сменился «Пин-Ап» стилем?

Нерв гендерных проблем – в реабилитации, актуализации, концептуализации «женского». Может, потому, что за дело берутся, как правило, мужчины-ученые или ученые феминистки. Эротическое желание, так искусно подпитываемое экранным искусством разных десятилетий – лишь часть спектра нашей жизнежадности. И в нём самым простым и приятным образом воплощается  наше смутное ощущение жизни. Лекция ставит вопрос типологии моделей мужского и женского, рассказывает о истории гендера в кино ХХ века.

Лектор: доцент кафедры политических наук и международных отношений Челябинского государственного университета, кандидат культурологии Ольга Конфедерат.

  

8 февраля, 15:00

 Лекция «Дизайн и реклама в первой половине ХХ века»

 Лектор: Павел Писклаков, председатель регионального отделения Союза дизайнеров России

 

15 февраля, 15:00

Пин-ап. Американская мода или дух времени?

Лектор: научный сотрудник ЧГМИИ Полина Кузнецова.

 

Лекции пройдут в зале им. арх. Е. В. Александрова (пл. Революции, 1)

Единоразовое посещение лекции и выставки: 350 руб.

Лекционный абонемент на посещение 5 лекций: 700 руб.

------------------------------------------------------------------------------------------

В программе возможны изменения. Следите за новостями на сайте и в аккаунтах музея в социальных сетях.