Русская живопись XVIII-начала XX вв.

Русская живопись XVIII-начала XX вв.

- Русская живопись XVIII-начала XX вв.

РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII- нач. XX вв. Постоянная экспозиция русского искусства в Челябинской картинной галерее устраивается с 1957 г. Основой ее является коллекция русского искусства, начало которой положено в 1941 г. Государственным Русским музеем, передавшим в только что открывшуюся в 1940 г. Челябинскую картинную галерею 106 произведений живописи и графики. Особенно активно коллекция пополнялась в 1950-60-е гг. благодаря передачам крупных музеев и закупкам Министерств культуры СССР и РСФСР. В 1970-1990-е коллекция росла благодаря приобретениям в частных собраниях. В настоящее время коллекция насчитывает около 500 произведений живописи, графики и скульптуры. В нынешней экспозиции преемника картинной галереи Музея искусств в историко-монографической последовательности развернуты произведения русской живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства нового времени, наступившего в результате реформ Петра Великого, направивших Россию по европейскому пути развития. Задачи постоянной музейной экспозиции – на основе коллекции русского искусства, принадлежащей музею, раскрыть историю русского искусства: развитие художественной школы, смену стилей, направлений и течений, их неповторимость и особенности, творчество художников, внесших свой вклад и занявших свое определенное место в истории отечественного искусства. Экспозиция строится преимущественно на произведениях живописи, достигшей в указанный период яркого развития и прошедшей через этапы подлинного расцвета: во второй половине XVIII в.; на рубеже XVIII-XIX вв. и первой трети XIX в., именуемой ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ русской культуры; начиная с 1870-х гг. – расцвет русского реализма в рамках передвижничества – до начала ХХ века, времени, именуемом РУССКИМ СЕРЕБРЯНЫМ ВЕКОМ и последовавшим за ним гениальным РУССКИМ АВАНГАРДОМ первых десятилетий ХХ в. Коллекция русской живописи Музея искусств позволяет проследить пути становления русской живописи после иконописи, закономерность появления жанра русского живописного портрета. В малом зале представлены протопортрет переходной поры – парсуна Александра Невского, поясные портреты неизвестных художников полупарадного жанра, которые соседствуют с подлинными шедеврами камерного интимного портрета русского искусства XVIII в. в творчестве Д.Г. Левицкого. Автопортрет художника и парный к нему портрет жены Н.Я. Левицкой – знаменитый художественный раритет, которым известна Челябинская картинная галерея в России. В собрании музея представлена важная историческая составляющая русского искусства XVIII - нач. XIX вв. – россика, творчество иностранных мастеров. Особое внимание привлекает портрет Екатерины законодательницы в храме богини правосудия 1792, исполненный австрийцем И.Б. Лампи как свободная копия с композиции Д.Г. Левицкого. Исполненный в яркой стилистике русского барокко, портрет-картина строится на сложных многозначных символах в духе идеологии эпохи Просвещения. Контрастом к нему служит парадный портрет императрицы Елизаветы Алексеевны 1805 французского живописца Ж.-Л. Монье, воплотивший блестящий русско-европейский высокий классицизм с элементами романтизма. Эпоха романтизма представлена определившими его именами О.А. Кипренского «Портрет Б. Торвальдсена», англичанина Дж. Доу, создавшего галерею портретов русских генералов – героев Отечественной войны 1812г., А.О. Орловского, живописца круга А.Г. Варнека. Произведения первой трети XIX в. отражают не только романтические тенденции, но и зарождение лирического реализма в творчестве А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина. Яркий расцвет академической школы представлен в экспозиции творчеством К.П. Брюллова, позднеакадемические тенденции - в творчестве В.К. Шебуева, Г.И. Яковлева, И.К. Макарова, Г.М. Манизера и особенно в картине С.И. Постникова «Прощание Гектора с Андромахой» 1863. Нарастание реализма, погружение в жизнь страны, народа, русской природы с конца 1860-х гг. в творчестве русских художников-передвижников выявлено в экспозиции в контрасте с яркой театральной живописью в традиции поздней Академии художеств и роскошными позднеромантическими пейзажами И.К. Айвазовского. Пейзажи И.И. Шишкина, М.К. Клодта, В.Д. Поленова, И.И. Левитана; жанровые полотна В.Е. Маковского, Н.Г. Богданова, К.В. Лебедева, Н.А. Ярошенко, А.Е. Архипова; портреты кисти В.Г. Перова, В.О. Шервуда, В.Е. Маковского, И.Н. Крамского дают возможность прочувствовать глубоко нравственное творчество русских художников, исполненное сострадания и духовной силы. 1900-1910-е гг. завершают эпоху классического развития русской живописи. Пестрое многообразие живописных исканий русских художников, вновь выходящих в творческий контакт со всей мировой культурой Европы и Востока, запечатлено в трепетном русском символическом романтизме русского усадебного пейзажа, среды интерьера, погружением в русскую сказку и повседневность прошлого, в мечту о лазурных небесах Италии и гармонию Востока, в стихию русской народной жизни. В экспозиции этого периода произведения С.Ю. Жуковского, С.В. Иванова, В.М. Васнецова, Ф.А. Малявина, Б.М. Кустодиева, К.К. Первухина, челябинского художника Н.А. Русакова, чье становление связано с казанской и московской школой. Традиции портрета Репина и Серова, поиск большого монументального стиля отражают произведения И.И. Бродского, З.Е. Серебряковой, связанных с петербургской средой. Стадиально проходя через импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, экспрессионизм, кубизм и футуризм, искусство русского авангарда своей космической устремленностью в пространство форм новой жизни определило далекие перспективы мирового искусства. Н.П. Крымов, Н.И. Фешин, П.И. Петровичев и Л.В. Туржанский с их ярким натурным чувственным восприятием действительности с богатством живописных переживаний и обобщений как бы передают эстафету живописи яркой, декоративной, обобщающей цвет и пространство в духе постсезаннизма и постматиссовского фовизма в творчестве Н.Е. Кузнецова. Два портрета Николая Русакова – автопортрет и кисти А.М. Родченко, исполненные в 1912 – своеобразный пролог искусству, связавшему авангард с последовавшим за ним в результате социальных катастроф советским временем. Символом космической непостижимости русского классического авангарда является единственное живописное произведение в собрании музея – портрет титана авангарда В.Е. Татлина с бандурой, исполненный в 1915 В.Е. Пестель, на выставке «Европалия – Россия 2005» в столице Евросоюза Брюсселе встреченный как заново открытое яркое художественное явление. Автор концепции экспозиции Галина Трифонова
Н.Х. Александр Невский Девушка в платке Екатерина II - законодательница Н.Х. Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1780-е Д.Г. Левицкий. Автопортрет. 1783 (?) Левицкий Д. Г. Портрет Настасьи Яковлевны Левицкой Н.Х. Портрет графа П. А. Шувалова. 1796-1797 Монье Ж.-Л. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. 1805 Портрет генерал-майора Д.П.Резвого Брюллов К. П. Портрет вел. кн. Ольги Николаевны. 1841 Яковлев Г.И. Парадный женский портрет (портрет фрейлины). 1854. Венецианов А.Г. Мальчик в красной рубахе. 1845 Тропинин В.А. Девушка со сливами. 1848 Соломаткин В погребке Нефф Т. А. Купальщица. 1863 Постников С. П. Прощание Гектора с Андромахой. 1863  Айвазовский И. К. Шторм. 1861 Айвазовский И. К. Прощание. 1869 Айвазовский И. К. Отара овец (Стадо баранов). 1857 Макаров И.К. Портрет баронессы С. Н. Стааль фон Гольштейн. 1859 Шервуд В. О. Женский портрет Перов В. Г. Портрет Федосьи Ивановны Резановой (Кондрашевой). 1869 Перов В. Г. Портрет Николая Федоровича Резанова. 1868  Манизер Г. М. Портрет гр. С.А.Бобринской. 1878 Беггров А. К. Петербург зимой. 1874 Судковский Р. Г. Морской берег. Клодт М. К. Полдень. Коровы в воде. 1874 Маковский В.Е. Друзья-приятели. 1878 Маковский К.Е. Кавалер с дамой Шишкин И.И. Опушка леса. 1879 Шишкин И.И. В Сиверской. 1896 Маковская А. Е. Пейзаж с водовозом. 1885 Каменев Л.Л. Лес с прудом. 1884 Левитан И.И. Пейзаж. Этюд Крамской. Голова монаха Поленов В. Д. У Подножия горы. Поленов, Василий Дмитриевич Палестина. Нагорная проповедь Богданов Н.Г. Запоздала. 1889 Лебедев К.В. Проводы. 1890-е Малявин Дубовской Н.Н. Сардинный завод. 1900-е Жуковский С. Ю. Апрельский вечер (Весна. Вечер). 1898 Жуковский С. Ю. Этюд. 1909 Архипов А.Е. Веранда с цветами Петровичев П. И. Березы. 1907 Петровичев. Площадь Ивана Сусанина в Костроме Петровичев П.И. В Нескучном саду. 1915 Николай Фешин. Купальщица. 1910 Шевченко А. В. Портрет жены. 1907 Поленова Е. Д. Детская. 1889 Кузнецов Натюрморт с булкой (Завтрак) Кузнецов Н.Е. Гранаты и яблоки. 1916 Кузнецов Н.Е. Бандоль. Франция. 1916 Кузнецов Н.Е. Дриады Кузнецов Н.Е. Портрет жены. 1919 В. М. Васнецов. Царевна у окна (Царевна Несмеяна). 1920 Богаевский К.Ф. Пейзаж с деревьями. 1924 Кузнецов, Николай  Пруд Васнецов Аполлинарий Михайлович  Данте в аду Николай Русаков Пестель В.Е. Художник Татлин и бандура. 1916
Неизвестный художник кон. XVII- перв. четв. XVIII вв. Благоверный князь Александр Невский. Ок. 1725 (?). Холст, масло 89 х 71
Н.Х. Александр Невский