Искусство Европы

      Собрание живописи Западной Европы Челябинской картинной галереи начало формироваться с года ее основания – в 1940 г. Первые произведения – итальянские погрудные портреты небольшого формата (по традиции, идущей от основателя и первого директора музея Л.П.Клевенского, называемые «флорентийские») – самые ранние по исполнению, предположительно, конец XVI - начало XVII вв., картина Л.Рожеле «Именины мамы» 1870-х гг., и ряд других составили начало коллекции в 1939-1940 гг. К сожалению, источники поступления остаются неизвестными – в 1941 году Челябинская картинная галерея, просуществовав чуть больше года, была «ликвидирована» и восстановлена только к 1952 году. В связи с закрытием документы первого этапа истории музея в годы войны были утрачены.

     Коллекция западноевропейского искусства получила право на существование только в начале 1960-х гг., в результате передачи из собраний Государственного исторического музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и из Министерств культуры СССР и РСФСР произведений живописи, гравюры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Для судьбы коллекции эти передачи сыграли решающую роль. В последующие 1970-1990-е годы продолжали комплектоваться разделы западноевропейской живописи и гравюры от местных частных владельцев, в том числе и по закупкам Министерства культуры РСФСР по заключению их экспертов, и благодаря передаче от РОСИЗО.
     В настоящее время коллекция насчитывает 200 произведений, из них 70 произведений живописи, 117 гравюры, считанные единицы оригинальной графики и скульптуры.
     В коллекции западноевропейской живописи представлены произведения главных европейских школ: итальянской, голландской, фламандской, французской, немецкой, австрийской, испанской. Примерно треть из них – работы неизвестных художников.
     В течение всего периода в процессе исследований был атрибутирован ряд произведений, ряд портретов и композиций переведены в коллекцию русской живописи, и наоборот, выведены из нее и включены собрание живописи западноевропейской.
     Среди переданных из центральных музеев произведений есть такие, которые имеют замечательный провенанс, то есть происходят из дворца-усадьбы Вяземских-Шереметевых в Остафьеве, из усадьбы графини С.И.Чернышевой-Безобразовой в Яропольце, из кремлевских собраний, из музея 1840-х годов, музея-усадьбы и керамики «Кусково», из коллекций .В.Чижова, Ф.И.Прянишникова, Румянцевского музея, Эрмитажа.
     Небольшая по численности коллекция западноевропейской живописи в собрании Челябинского музея искусств привлекательна для знатока и любителя. Она узнаваемо отражает важнейшие исторические этапы и явления классического европейского искусства, в котором центральное место от эпохи Возрождения до XVIII века занимает Италия. Раздел итальянской живописи представлен портретами конца XVI – начала XVII вв. (вышеупомянутые «флорентийские» портреты, предположительно, круга Франческо Сальвиати и Кристофано Аллори). Бурный XVII век представляет полотно «Наказание Аполлоном Марсия», определяемое нами как произведение И.К.Лота – яркое страстное барокко в композиции, колорите, резких контрастах и драматизме. XVIII веку, именуемому в венецианской живописи серебряным, принадлежат типичный видовой пейзаж неизвестного художника «Уголок Венеции» (запечатлена Большая лагуна с видом на остров Сан-Джорджо Маджоре), два большеформатных пейзажа римлянина А.Локателли, один из которых был в 2003 г. отреставрирован В.П.Кочневым, в результате чего произошла атрибуция сюжета – «Суд Париса». Среди других  произведений «Вакханалия», исполненная в 1740-е гг. Дж.П.Панини. XIX век в итальянской живописи представлен скромно – единственно неаполитанским пейзажем И.Каффи 1852 г.
     В собрании Челябинского музея искусств имеется 14 произведений голландских и фламандских художников эпохи расцвета. Причем, представлены практически все жанры, кроме портрета: батальный, евангельский, морской и сельский пейзажи, анималистический жанр, цветочный натюрморт, имена художников: Корнелис Корнелиссен ван Хаарлем, Ян ван Баден, Томас Виллебортс, Ханс Годерис, Симон Даув, Питер ван Блумен, Ваутер Ферсхюр, Абрахам Хондиус, Мельхиор де Хондекутер (?). Среди произведений ранненемецких (или раннеголландских?) – «Снятие с креста», тяготеющее к школе Дюрера, исполнено на медной пластинке. Маленькая Голландия  в первой половине XVII в. задала тон развитию европейской и русской живописи на предстоящие два столетия – вплоть до конца XIX в.
     Произведений французской школы гораздо менее по числу. Среди наиболее интересных – «Собаки перед убитым зайцем» Ж.Б.Удри, «На юге Франции» Г.Робера – широко известных в Европе живописцев XVIII века, а также «Возвращение миссионера» Ж.Фраппа, «Именины мамы» Л.Рожеле, пейзаж Э.Хоштейна, исполненные в XIX в. Немецкая и австрийская живопись представлены Х.Гриппенкерлем, А.Вернером (?), Ф.Шульце, Э.Шлейхом, Т.Эндером и др. В собрании имеется единственное полотно испанской живописи - Г.А.Доминго «У жаровни», очаровательная миниатюрная сочная фактурная живопись.
     Европейская живопись ХХ века по понятным причинам не получила целенаправленного отражения в собрании Челябинского музея искусств. В самом начале XXI века в собрание поступила  в дар от автора целая коллекция произведений современного финского художника Я.Э.Кульберга (живопись восковыми красками и скульптура), созданных в конце  ХХ века.
     Таковы общие временные рамки и характеристические черты коллекции, произведения которой  отражают важнейшие  художественные явления и стили классической поры в Европе.

Г.С.Трифонова
ведущий научный сотрудник
Челябинского музея искусств

Искусство Италии XVI-XIX в.

Искусство Италии XVI-XIX в.

Искусство Голландии и Фландрии XVII-XIX в.

Искусство Голландии и Фландрии XVII-XIX в.

Искусство Германии и Австрии XVI-XIX в.

Искусство Германии и Австрии XVI-XIX в.

Искусство Франции и Испании XVI-XIX в.

Искусство Франции и Испании XVI-XIX в.