27.07.2009 - 25.05.2010 Картинная галерея

ИСКУССТВО ЕВРОПЫ

Среди переданных из центральных музеев произведений  есть такие, которые имеют замечательный провенанс, то есть происходят из дворца-усадьбы Вяземских-Шереметевых в Остафьеве, из усадьбы  графини С.И.Чернышевой-Безобразовой в Яропольце, из кремлевских собраний, из музея 1840-х годов, музея-усадьбы и керамики «Кусково», из коллекций  Ф.В.Чижова, Ф.И.Прянишникова, Румянцевского музея, Эрмитажа. Ряд произведений иностранных живописцев, работавших в России, изучаются и экспонируются в разделе россики (И.Б.Лампи, Ж.-Л.Монье, Дж.Доу, Ш.Козина (?).
Небольшая по численности коллекция западноевропейской живописи в собрании Челябинского музея искусств привлекательна для знатока и любителя. Она узнаваемо отражает важнейшие исторические этапы и явления классического европейского искусства, в котором  центральное место от эпохи Возрождения до XVIII века занимает Италия. Раздел итальянской живописи представлен портретами  конца XVI-  нач.XVII вв. (вышеупомянутые  «флорентийские» портреты, предположительно, круга Франческо Сальвиати и Кристофано Аллори). Бурный XVII век  представляет полотно «Наказание Аполлоном Марсия», определяемое нами как произведение И.К.Лота – яркое страстное барокко в композиции, колорите, резких контрастах и драматизме. XVIII веку, именуемому в венецианской живописи серебряным, принадлежат  типичный видовой пейзаж неизвестного художника «Уголок Венеции» (запечатлена Большая лагуна с видом на остров Сан-Джорджо Маджоре), два большеформатных пейзажа римлянина А.Локателли, один из которых был в 2003 г. отреставрирован В.П.Кочневым, в результате чего произошла атрибуция сюжета – «Суд Париса». Среди других  произведений «Вакханалия», исполненная в 1740-е гг. Дж.П.Панини. XIX век в итальянской живописи  представлен скромно – единственно неаполитанским пейзажем И.Каффи 1852 г.

Г.С.Трифонова,
ведущий научный сотрудник
Челябинского музея искусств

Запись на экскурсии и справки по тел: 263-00-43; 266-38-17