17.12.2008 - 31.01.2009 Картинная галерея

Выставка Александра Данилова «TV»

     Значительность свершившихся в двадцатом столетии исторических событий, научных открытий, технических достижений существенно повлияли на сознание, самоощущение человека. Глубинные трансформации основ жизни привели к сущностным изменениям в художественном осмыслении действительности. В искусстве стали формироваться новые пластические языки и формы, оно вышло за привычные рамки картины, графического листа, скульптуры. Сегодня художник может вести диалог со зрителем посредством медиатехнологий (видеоарт и др.), включать в «текст» своего произведения реальные предметы (объект, ассамбляж, инсталляция) и ландшафты и даже природные стихии (land art).
     В Челябинске представителем такого искусства (в искусствоведческой терминологии – актуального искусства) является Александр Данилов. Художник работает в таких видах искусства как абстрактная живопись, книжная графика, «книга художника», видеоарт, компьютерная графика, фотография, инсталляция, объект, land art. Столь широкий охват техник обусловлен стремлением автора найти для воплощения своих идей наиболее точные, аутентичные средства выражения. Каждый проект А. Данилова становится своеобразной лабораторией, в которой осуществляются художественные эксперименты, рассматриваются эстетические и гуманистические вопросы современности.
     В проекте «TV» Александр Данилов рассматривает феномен виртуального мира телевидения, заменяющего большому количеству людей их собственную жизнь переживаниями эрзац-существования медийных героев новостей, реалити-шоу и сериалов. Неслучайно для высказывания на эту проблемную тему А. Данилов выбирает близкую по стилистике форму комикса с его «простыми» доходчивыми рисунками фломастером и 20-серийный видеомикс из новостей, программ, сериалов, развлекательных шоу, снятых художником на камеру и смонтированных в абсурдной раскадровке.
     В TV-реальности, воссозданной художником, герои не могут оторваться от экрана, а столь увлекающие их медиаперсоны, порой, запросто преодолевают преграду телеэкрана и располагаются по другую его сторону, нелепо рассматривая самих себя или друг друга в телевизоре; или же два телемонитора самостоятельно общаются между собой; даже появление на экране архетипов известных художественных образов (в данном случае К. Малевича) скорее воспринимаются как заставки или временно возникшие помехи в передаче телесигнала. Зритель сам в этой ситуации становится неким приемником иллюзорного мира, настроенным на получение информации, которая транслируется в нем, уже помимо его воли.  
     «Книга художника» также повествует о «новой форме» жизни. Ее структуру образуют реальные тексты новостей за последние четыре месяца 2008 года и ситуативные рисунки. Книга исполняет роль связующего звена в экспозиционной идее проекта, где сосуществуют два мира – TV-реальность и Искусство (поскольку корни этого редкого вида искусства – livre' artiste/ artist book’s / авторской книги – в российском варианте уходят в авангард и, прежде всего, к русским футуристам, в отличие от комиксов массовой культуры).
     Инсталляция, которую Александр Данилов сделал специально для зала Картинной галереи с учетом его архитектоники, – эстетически утонченная, построенная на сочетании геометрических объемов, плоскостей и объектов, цветовых сопряжениях, не имеет, казалось бы, прямого отношения к обозначенной в названии выставки теме. Но связь эта существует.
     В случае с рисунками-комиксами и видео, мы четко считываем посыл художника о перегруженности их разнообразной информацией, часто бесполезной, несущей смысловую ПУСТОТУ. В зале, где располагается только инсталляция, и на стенах отсутствуют привычные для выставочного пространства произведения искусства, возникает другое содержание пустоты – обособленности маленького музейного острова, на котором вынуждено существовать ИСКУССТВО в российском обществе.
     Современное искусство с его интеллектуальными и эстетическими подтекстами, требующее от зрителя не только эмоциональной развитости, но и погруженности в контекст современной жизни и новых форм искусства, оказывается ненужным, раздражающим, ставящим болезненные вопросы или уводящим в излишний эстетизм. Но именно искусство является одним из важных факторов творящим ЧЕЛОВЕКА.

Светлана Шляпникова