Выставка одной картины. И. Л. Вандышев «В читальне»

К Дню славянской письменности и культуры, который были установлен Президиумом  Верховного Совета РСФСР в 1991 году, в рамках проекта «Выставка одной картины», музей представляет картину И. Л. Вандышева «В читальне».  День письменности и культуры славян был введен для прославления святых православных братьев Кирилла и Мефодия, которые считаются основателями славянской письменности. Этот праздник отмечается не только в России, но и в Украине, Белоруссии и Молдове и посвящен не только азбуке и научной деятельности братьев, но и духовно-просветительской работе.

 

Игнатий Лукич Вандышев

В читальне. (Крестьяне в читальне). 1928

Холст, масло. 40 х 64

 

Игнатий Лукич Вандышев (1891 – 1964) - один из старейших живописцев Южного Урала. Родился в году в казачьей старообрядческой семье на хуторе Вандышево Уйской станицы Оренбургского казачьего войска, осиротел в одиннадцать лет и был отдан на воспитание деду.

Художнические наклонности и большая страсть к искусству пробудились в нем очень рано. Возможности учиться у профессиональных учителей в уральской глуши не было, средств тоже. В 1915 г., во время Первой мировой войны, будущий художник был взят на фронт и до ноября 1917 г. служил в 10-м казачьем полку на русско-австрийском фронте на границе Волынской губернии с Молдовой и Румынией. В свободные минуты делал наброски, рисовал на почтовых открытках и на разлинованных бланках телеграмм-донесений: пейзажи местности с часовыми, портреты сослуживцев.

Возвратившийся в конце 1917 г. с фронта на родину Игнатий Вандышев в 1918-1920 гг. был мобилизован колчаковскими войсками. С белой армией дошел до Монголии, бежал и перешел на сторону красных. В августе 1920 г. он посещал в Омске красноармейскую студию и участвовал в организации 1-й Сибирской художественно-промышленной школы, в выставке работ ее учеников.

 

Весной 1921 г. Вандышев вернулся домой. С середины 1920-х гг. регулярно посылал сатирические и агитационные рисунки на злободневные сельскохозяйственные темы в окружную газету «Вперед» в Троицк и уральскую областную «Крестьянскую газету» в Свердловск. По ходатайству «Крестьянской газеты» перед Наркопросом и лично наркомом А. В. Луначарским принят на Единый художественный рабфак Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН) в 1927 г. С рабфака переведен на 2-й курс монументально-станкового отделения и занимался в мастерской Павла Сурикова. Ввиду реорганизации ВХУТЕИНА и усилившихся материальных трудностей художнику пришлось в 1930 г. оставить Москву и вернуться на хутор. Здесь он работал в колхозе, в 1930-1933 гг. перебрался в Уйское и преподавал рисование в школе колхозной молодежи. В 1934 г. переехал в Челябинск, где сначала работал художником в редакции газеты «Челябинский рабочий». В период Великой Отечественной войны участвовал в выпуске плакатов «Боевого карандаша» в Челябинске. Вторая половина 1940-х гг. - время творческой зрелости живописца Вандышева, когда он воплощает на холстах жизнь старой дореволюционной Челябы с ее панорамой берегов реки Миасс, с ярмарками, зимними и весенними, народными гуляниями и уголками старого города.

За свою жизнь художник создал более тысячи живописных, графических и скульптурных работ.

 

Картина «В читальне» была написана в 1928 году, когда вопрос подготовки и обучения профессиональных кадров стал одним из важных. Только в ноябре 1929 года увидело свет Постановление ЦК ВКП (б) «О избах-читальнях». Началась повсеместная борьба с неграмотностью. Избу-читальню ни в коем случае нельзя приравнивать к деятельности библиотеки. Ее функциональные обязанности гораздо проще: обеспечить доступ умеющим читать к собранным без особой системы книгам и газетам, а для малограмотных людей устраивать громкие читки на актуальные темы. Избы-читальни продолжали действовать вплоть до 1950-х гг. Их функции во многом были расширены, они стали приближены к клубным формам работы. Помимо книжной продукции досуг населения заполняли политические, драматические и музыкальные кружки. Выпускались стенные газеты и боевые листки на актуальные темы. Художник  записал в своем дневнике: «Все, что нарисовано с натуры, в будущем будет хорошим воспоминанием прошлого, прошедшего навсегда и никогда в жизни не возвращающегося».

Выставка проходит в Картинной галерее на площадке между 1 и 2 этажами, (ул. Труда, 92а).
До 29 мая.