Великому Александру Дейнеке – 115 лет!

Александр Дейнека - один из самых значительных художников ХХ века, - создал художественный образ «нового совершенного человека»: здоровых, сильных, радостных и красивых, прекрасных телом и духом молодых людей, живущих гармоничной жизнью в обществе с идеальным миропорядком. Он был великим романтиком, искренне полагая, что «нет более благородной задачи для художника, чем показать красоту нашего завтрашнего дня…».

В мировую и отечественную историю искусства вошли его выдающиеся полотна: «Оборона Петрограда (1918), Ткачихи»(1927), « Мать»(1932), Футболист (1935),» «Будущие летчики»(1937), «Оборона Севастополя (1943) и многие другие произведения, обнажающие не только художественно-эстетические открытия художника, но и утверждающие новые формы жизни молодой советской страны.                                                            

Наш музей гордится тем, что в коллекции хранится картина А. Дейнеки «На женском собрании». Она доступна зрителям для знакомства в постоянной экспозиции.

А. Дейнека

Полотно «На женском собрании» (1937) поступило в челябинскую картинную галерею в 1951 году. В нем ярко проявляется и узнается творческое своеобразие  Александра Дейнеки по стилистической определенности: по своеобразному спортивному типу женщин, отмеченных душевным здоровьем, внешней красотой и физической мощью - именно этот тип женщин воплощал представление автора о современном человеке.  Искренне отзываясь на острые социальные вопросы времени, он не раз обращался к теме эмансипации советской женщины.

Современную тему художник решает в произведении масштабной монументальной формы.

Картина построена по принципу фризовой, протяженной композиции. Дейнека считал, что развернутость изображения на плоскости способствует органическому слиянию с архитектурой. Стройные женские фигуры размещены эффектно, ритмическими группами на переднем плане, они поддержаны рядами сидящих женщин и верхним поясом балкона, заполненным участниками собрания.

Художник умел уловить остроту момента. В данном случае он превращает свое полотно «На женском собрании» в большой показ - демонстрацию современной моды:  разноцветных платьев и модных туфель, именно тогда, когда отечественная легкая промышленность решила «повернуться лицом» к соотечественникам и предложить им образцы «советской» моды.

Настроение эмоциональной приподнятости создается колористическим решением полотна, с чистыми и прозрачными тонам и, несомненно, стилевым тяготением к неоклассике, интерес к которой был всеобщим и почти государственным.

Стройный образ ордерной архитектуры интерьера придает эпически – возвышенное звучание всему строю картины, а слепки античных рельефов знаменитой битвы греков с амазонками, как художественный «жест» на новое положение женщины в обществе.

Дейнека воплотил в картине новый жизнеутверждающий эстетический идеал эпохи.

Картина была представлена на выставке «Индустрия социализма» в 1939 году, где показывались произведения ведущих мастеров советского искусства.

В 1980 году по случаю 80-летия художника это произведение экспонировалось в Академии художеств Москве, затем Ленинграде, неоднократно - в челябинской картинной галерее, всегда вызывая живой интерес у зрителей. И сегодня в музее изобразительных искусств картина «На женском собрании» доступна зрителям для знакомства.

Интерьер в картине « На женском собрании» напрямую ассоциируется с театральным. И это неслучайно, ведь 2014 год – год 60-летия росписей Челябинского театра оперы и балета, автор которых - гениальный Александр Дейнека.

Театр в жизни и творчестве Александра Дейнеки занимал особое место. В 20-е годы он служил в театре: заведующим художественной частью Показательного театра и художником-инструктором Рабоче-Крестьянского театра в Курске. Он разработал костюмы и декорации более чем к 20 спектаклям. В начале 50-х он получил приглашение участвовать в художественном оформлении нового театра оперы и балета в Челябинске.                       Александр Дейнека соглашается и разрабатывает эскизы росписей на тему «Дружба народов СССР» плафона зрительного зала и большого плафона в фойе - «Народный праздник».

Роспись по эскизам Дейнеки осуществляли его ученики, среди которых - художник С.И. Никифоров, оставивший свои воспоминания о Дейнеке, о его методе и, что важно для художественной истории Челябинска, подлинное свидетельство того, что автор – Александр Дейнека, - был в Челябинске и контролировал процесс росписи.

Живописно - архитектурный ансамбль всегда представлялся Дейнеке стилистически цельным, связанным со своим временем, несущим в себе зримые приметы эпохи, ее общественные и эстетические нормы. В работе же над челябинскими росписями он был скован необходимостью компромиссного решения, способного примирить и современную тематику и форму росписей с «ложноклассическим архитектурным убранством театра, тяготеющим к ампиру», так он сам охарактеризовал стилевую особенность нового театра. Дейнеке пришлось отстаивать собственное решение, вопреки воле и указаниям руководителей стройки, которые буквально требовали: приехать и исправить (!) росписи        Сегодня монументальные росписи театра оперы и балета являются несомненным художественным достоянием города и образцом того, как художник оригинально преодолел стилевой барьер.  Более того, в городе нет  ни одного объекта, связанного с подобным, известным на весь мир именем, таким как Александр Дейнека! Росписи театра оперы и балета в полном смысле – уникальны! Произведения искусства, а точнее произведения большого стиля по Дейнеке, единственное, что остается от настоящего, они дают знание о времени, и именно по ним будут судить об эпохе. И Дейнека знал, что его эпоха станет прочитываться как «эпоха Дейнеки».

О художнике: 

 Александр Александрович Дейнека – родился 8(20) мая 1899 в Курске – умер 12 июля 1969 в Москве.                                                                                                                               

Драматичная судьба художника вобрала и высочайшие творческие взлеты, и  общественное признание: он был облачен всеми доступными званиями, творчество отмечено самыми высокими наградами: Народный художник СССР, Действительный член Академии художеств СССР, Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской премии, Член-корреспондент Академии искусств ГДР. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного знамени и медалями СССР; Одновременно он подвергался суровой критике и гонениям «за формализм» в 30 и в 50-е годы прошлого века, в то же время в его адрес зачастую неслись упреки за то, что его искусство ангажировано, что он обласкан властью.  

Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917) у М.Р. Пестрикова и А.М. Любимова, в московском Вхутемасе (1920-1925) у В.А. Фаворского и И.И. Нивинского. Один из организаторов Общества станковистов (ОСТа), декларировавшего приверженность «промышленной революции», позже перешел в художественное объединение «Октябрь», затем в РАПТ (Российская ассоциация пролетарских художников.    Александр Дайнека обладал педагогическим талантом: преподавал в московском Вхутемасе, Московском полиграфическом институте, в художественном институте им. В.И. Сурикова,  Московском институте прикладного и декоративного искусства, в Московском архитектурном институте.  Профессор.                                                                                                                     

Был наделен литературным даром: автор книг: Избранные произведения. М.,1957;  Из моей рабочей практики. М., 1961; Учись рисовать (при участии К.А. Александрова, Л.В. Гудского и др) М.,1961 и многие другие.                                                                                         

Творчество А.Дейнеки охватывает разные виды искусства: станковую живопись и журнальную графику, плакат и книжную иллюстрацию, скульптуру и монументальную роспись. И всюду проявляется главная особенность его произведений – монументализм и в малых формах, и в грандиозных полотнах, росписях, мозаичных панно.

Результат достигался благодаря его универсальному подходу: тщательному отбору выразительных средств. Самым важным в произведении искусства видел композицию, идею же формулировал композиционно-пластическим построением, предельно обобщенно, емко, лаконично, не размениваясь на детали и подробности, и лишь потом решал образ колористически.

Свой выбор Дейнека выразил точно: «Люблю красивые силуэты и ясные композиционные членения, контрасты плоскостей и объемов, матовые поверхности и легкие прописки на холстах».

Художник искал пути к созданию новой картины, отвечающей духу, темпу и напору нового времени, строя пластику лаконично, броско, отражая вошедший в жизнь индустриальный труд, спорт. Его искусство - гимн молодости.