Реставратор Музея изобразительных искусств – лауреат конкурса «Урал Мастеровой»

28 сентября в КРК «Мегаполис» завершился IV Всероссийский конкурс мастеров традиционных ремёсел и народных художественных промыслов «Урал мастеровой». 60 умельцев из Сибири, Урала и Центральной России соревновались в режиме реального времени на глазах у жителей и гостей столицы Южного Урала.

В числе лауреатов конкурса в номинации «Роспись по металлу и дереву» - реставратор Челябинского музея изобразительных искусств, преподаватель факультета декоративно-прикладного творчества Челябинской государственной академии культуры и искусств Виктор Николаевич Чичиланов.

- Виктор Николаевич, поздравляю Вас от лица всего музея с третьим местом в своей номинации. Это очень почетно – быть лауреатом всероссийского конкурса народного творчества!

- Спасибо!

- Расскажите, на каких условиях проходил конкурс?

- Суть конкурса в том, что за 6 часов нужно было сотворить произведение. Каждый мастер работал в своей номинации и технике. Весь процесс проходил под наблюдением комиссии. Далее жюри оценивало работы, выявляя наиболее интересные в каждой номинации.

- Шесть часов – это достаточное время для создания произведения искусства?

- Все зависит, конечно, от технических особенностей каждого вида творчества. Для кого-то времени более чем достаточно, для кого-то - нет. Но конкурс и придуман, чтобы показать все свое умение и мастерство за короткий промежуток времени. Это своего рода игра – просчитать весь ход работы наперед, успеть за данный отрезок времени воплотить задуманное , и выдержать при этом хорошее качество работы.

- Конечно же, волновались?

- Вы знаете, если продумать заранее ход своей работы, то времени хватает. Поэтому переживал поначалу, но потом в ходе планомерной работы волнение  просто ушло. Большее волнение, наверное, испытываешь, когда оглашают результаты конкурса и вручают диплом.

- На суд жюри Вы представили шкатулку, оформленную в технике «роспись по выжигу». Расскажите, пожалуйста, о своей работе.

- Роспись по выжигу - очень интересный и своеобразный вид обработки деревянной поверхности. Появилась она в начале XX века в Загорске (ныне Сергиев Посад) и именовалась как Загорская роспись по выжигу. Технология довольно проста – рисунок по контуру выжигали, потом расписывали темперными или акварельными красками. Получались декоративные, с лаконичными цветовыми пятнами, пейзажи, по стилю похожие на рисунки художника Ивана Билибина. Традиционно такую роспись наносили на шкатулки разной формы, ларцы, матрешки. Для участия в конкурсе мною была выбрана шкатулка как основа под роспись.

Шкатулка

- Это первая победа в конкурсе такого масштаба?

- Ранее не приходилось участвовать в конкурсах вообще, тем более во всероссийских. Принимал участие в выставках: в Союзе художников, в краеведческом музее и, конечно же, в своем родном музее изобразительных искусств (сейчас несколько работ В. Чичиланова представлены в экспозиции выставки «Соцветие талантов». – прим. А.Г.). Надеюсь в дальнейшем еще принимать участие в подобных конкурсах.

- Как Вы пришли к занятию народным творчеством?

- Творчеством я начал заниматься, обучаясь в Челябинской академии культуры и искусства. На первом же курсе открыл для себя роспись и резьбу по дереву, втянулся, заинтересовался северными видами росписи, параллельно занимался иконописью и в дальнейшем увлекся реставрационным делом. После окончания Академии предложили остаться на кафедре в качестве преподавателя по художественной обработке дерева, которую совмещаю с работой художника-реставратора в музее.

- Что значит для Вас как для преподавателя участие в конкурсе «Урал мастеровой»?

- Для меня даже участие в таком конкурсе – это уже большая удача, посоревноваться с опытными и известными мастерами всегда интересно. Как говорится: «Себя показать и на других посмотреть». А участие в конкурсе от Академии культуры важно для самой академии, для факультета декоративно-прикладного творчества, который я представлял на этом конкурсе.

Музей изобразительных искусств желает Виктору Николаевичу новых побед в творчестве!