От Дюрера до Гойи

Гравюры, среди которых есть и редкие экспонаты, требуют особого к себе отношения. Для лучшей их сохранности в здании Ирбитского музея даже планируют установить щадящий оптоволоконный свет, для чего потребуется 10 млн. рублей. Перевозить гравюры можно только в развернутом виде, в особых рамках, стекло которых тоже отчасти уникально, - его делали специально для музея.

Появление уникальной коллекции в Ирбитском музее изобразительных искусств не случайно. Музей в Ирбите организовывали с нуля. С 3 января 1972 года он существовал как городской выставочный зал, в 1991 году получил статус музея искусств муниципального подчинения. У истоков его стоял нынешний директор Валерий Карпов.

Он-то и придумал собирать графику. Во-первых, относительно других видов изобразительного искусства она не так дорого стоит, во-вторых, ее гораздо проще приобрести, поскольку тех же офортов существует большое множество, в-третьих, музеи России до сих пор графикой особо не интересовались. Так что за короткие сроки и при минимальных финансовых вложениях Ирбит получил в свое распоряжение большую, а оттого и уникальную коллекцию.

В декабре 1995 года Министерство культуры России признало ее «национальным достоянием общероссийского значения». На сегодня Ирбитский музей искусств – единственный в России специализированный музей гравюры.

К вопросу о цене. Альбом офортов «Капричос» испанского художника и гравера Франсиско Гойи (годы жизни – 1746-1828) обошелся музею, если переводить на наши деньги, в полмиллиона рублей. Альбом выдержал шесть изданий. Самое первое было отпечатано небольшим тиражом в 1799 году. Именно первые копии представляют наивысшую ценность. Самому Гойе удалось продать только 28 экземпляров, так как правительство наложило запрет на альбом, разоблачающий пороки людей, содержащий в себе в том числе и политическую сатиру.

«Капричос» - это 80 офортов с комментариями художника, создавались с 1797 по 1798 годы. Титульный лист навсегда утрачен. В Ирбите же хранится экземпляр посмертного издания альбома, которое было осуществлено в 1868 году Национальной калькографией королевской Академии художеств в Мадриде. Сами доски, с которых делались оттиски, хранятся в Мадриде.

Еще один экспонат музея, который выставлен в Челябинске и достоин особого упоминания, - это единственный сохранившийся образец гравюры Франсуа Ланго «Поругание Христа». Он был создан по мотивам одноименного живописного полотна Антониса ван Дейка, уничтоженного в Германии во время англоамериканской бомбардировки Берлина и Дрездена в 1945 году. Эта гравюра считается одной из самых крупных в мире. Для ее создания потребовалось девять досок. Ее длина – 216,5 на 151,5 сантиметров.

После того, как экспонаты вернутся в Ирбит, многие из них, в том числе и «Поругание Христа», будут включены в постоянную экспозицию музея и перестанут вывозиться в другие города.

Выставка продлится до 10 августа. стоимость билета для взрослых - 70 рублей, для студентов и пенсионеров - 30 рублей, для школьников - 20 рублей.