О связях времен, имен и искусства

Когда несколько лет назад смоленские ювелиры создавали  реплику знаменитой Короны, они стремились, как мне представляется,  показать свое мастерство, современные технологии обработки драгоценных камней и конструирования сложнейших ювелирных изделий. Поставленная задача с блеском выполнена, и современная Корона является, несомненно, уникальным произведением искусства.

    Но так сложилось, что ювелирный шедевр гостит в «опорном крае державы» в дни подведения итогов крымского референдума, что не может не вызывать и иной, исторический, отклик.

    Как известно, Большая императорская корона Российской империи была изготовлена мастерами Георгом-Фридрихом Экартом и Жереми  Позье в 1762 году для коронации Екатерины II. Предметный ряд, образуемый драгоценными камнями, содержит четкую символику.  Дубовые листья и жёлуди говорят о прочности власти, лавровые ветви символизируют  власть и славу. Главные элементы композиции - две полусферы, олицетворяют единение в Российских землях Востока и Запада. Сходящиеся к основанию Короны полусферы образуют  латинскую букву V, знак победы. Знак, так подходящий для оценки всей государственной деятельности Екатерины Великой.  

      В 1783 году происходит одно из важнейших событий в политической биографии Екатерины II: она подписывает «Манифест о присоединении Крымского полуострова, острова Тамани с всея Кубанской стороны к России». 1783-ий – это и год основания Севастополя, а следующий, 1784-ый – Симферополя. К этому победному  периоду и относится великолепный холст «Екатерина II — законодательница в храме богини правосудия» кисти великого русского живописца Дмитрия Левицкого, находящийся сейчас в Государственном Русском музее. Мастер, создавший в 1770-1780-е годы более двадцати образов Екатерины, представляет свой  лучший «екатерининский» портрет. И тогда же, в 1783-м, Левицкий пишет единственный известный автопортрет, волею музейных судеб оказавшийся в челябинском музее изобразительных искусств и украшающий ныне  постоянную экспозицию русского искусства.

   И еще одна линия, связывающая Корону с «нашей» историей искусства. Одно из знаковых каслинских  произведений – скульптура «Россия», главный экспонат Каслинского чугунного павильона на Всемирной выставке в Париже, выполнена в 1896 году Академиком Императорской Академии Художеств  Николаем Лаверецким.  А ведь именно Лаверецкий шестью годами ранее открывает в Симферополе парадный памятник Екатерине Великой!  Скульптура своей статью и торжественностью, что очевидно по сохранившимся фотографиям, созвучна уральской «России». К несчастью, в начале 1920-х годов, монумент был уничтожен.  Не раз в последние двадцать лет выдвигались инициативы по его воссозданию. Но было не время.

     Скорее всего, оно наступает сейчас.

17.03.2014

Станислав ТКАЧЕНКО