НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В МУЗЕЕ

Коллекция древнерусского искусства.

В собрании древнерусской живописи музея находятся иконы «Покров», «Успение», «Спас с чудесами», ранее принадлежавшие московскому купцу-старообрядцу  Лаврентию Ивановичу Осипову (1766–1825), о чем свидетельствуют владельческиеклейма на оборотах. Лаврентий Осипов был одним из попечителей старообрядческой беспоповской общины на Преображенском кладбище в Москве. Из истории известны случаи вмешательства старообрядцев в иконопись средневековых произведений, как и возникшая в их среде практика изготовления подделок или имитаций древних икон, и этот факт давно находится в центре внимания исследователей поздней русской иконописи и старообрядческой культуры. Исследуя корпус икон Л.И. Осипова, мы пришли к выводу, что древние иконы врезаны в более новые доски.

Доступные методы  прямой визуализации – непосредственный осмотр, осмотр с макроувеличением, макросъемка, в том числе  под разными  углами освещения, не позволяли однозначно подтвердить или опровергнуть гипотезу. Метод неразрушающей визуализации -  рентгенография в прямой и боковой проекциях – дает суммированное изображение всех имеющихся слоев, не позволяя увидеть изображения по отдельности.  Только такой метод изучения внутренней структуры объекта, как магнитно-резонансная томография, демонстрирующая прекрасное пространственное разрешение и высокую контрастность получаемых изображений был пригоден  для стратиграфических исследований в данной ситуации. Для того, чтобы проверить эту теорию, мы обратились к сотрудникам  ГБУЗ «Челябинский областной клинический онкологический диспансер» Минздрава Челябинской области, г.Челябинск. При рентгеноструктурном анализе оказалось, что деревянные основания всех икон имели составной характер, а сами иконы представляли собой спилки. В каждой из икон удалось выделить составные элементы и детально их описать, а именно - их точное количество, форму, размеры, количество видов использованных при изготовлении объекта пород древесин, пространственную ориентацию отдельных волокон древесины, наличие воздухосодержащих пустот, металлсодержащих вставок. Метод стратиграфии, который использовался в ходе исследования на компьютерном томографе, помог увидеть саму структуру иконного щита – добавочные доски, способ их соединения, места врезки спилка иконы конца XVI в деревянную основу XIX века, внутренние крепления (штифты деревянные и железные), всевозможные пазы для врезных шпонок, дефекты древесины, разрушения, возникшие в результате процессов старения материалов, механические повреждения.

Таким образом, объективно подтвердился составной  характер деревянной основы икон, что позволяет понять, каким образом старообрядцы вмешивались в структуру и ткань средневековых памятников, благодаря чему, древняя икона, превращенная во врезок, становилась фактом не только дониконовской, то есть до момента раскола церкви, но и собственно старообрядческой культуры, вернувшей себе временно утраченный сакральный статус.

Спас с чудесами

 

Коллекция западноевропейской и русской живописи.

В Челябинском музее изобразительных искусств с 1960 года хранится картина «Собаки перед убитым зайцем». При поступлении она считалась работой неизвестного немецкого художника XVIII в. Позднее ее приписывали кругу французского живописца XVIII в. Жана-Батиста Удри (1686-1755), но только в этом году удалось получить сведения, которые с максимальной достоверностью подтверждают авторство картины Ж.-Б. Удри, проливая свет на историю ее создания. Гийом Нику, исследователь французской живописи в российских музейных и частных собраниях считает, что челябинское полотно входило в состав серии из четырех картин, написанных Удри по заказу фаворитки французского короля Людовика XV маркизы де Помпадур для ее резиденции Бельвю. Дворец Бельвю (разрушен во время Великой французской революции) изображен на заднем плане челябинской картины, что позволило Гийому Нику идентифицировать произведение по описаниям каталогов продаж и Парижских Салонов. После смерти могущественной маркизы, которая оказывала огромное влияние на культурную и политическую жизнь Франции, собрание картин было распродано и таким образом попало в Россию в состав коллекции  императрицы Екатерины II, а затем много позже в Челябинскую картинную галерею.

 Жан-Батист Удри

 

Картина «Батальная сцена» из собрания нашего музея не имела автора, школы, только хорошее происхождение – из собрания графини Чернышевой-Безобразовой имения Ярополец (майорат генерала-фельдмаршала Захара Чернышова).  В свое время полотно было отнесено к фламандской школе XVII века, что затрудняло его атрибуцию, так как  выявить среди несметного количества фламандских или голландских художников конкретного автора практически невозможно. В ходе исследований удалось найти изображение картины голландского художника-баталиста Яна ван Хухтенбурга (1647-1733) «Битва при Рамильи» из коллекции Риксмузеума (Амстердам), которая наряду с остальными произведениями этого мастера со всей очевидностью позволяет отнести челябинский памятник к кругу этого художника. Технико-технологические исследования, которые проводятся сейчас, указывают на то, что картина, возможно, принадлежит кисти самого Яна ван Хухтенбурга. Голландские специалисты Кристиан Фогелаар, Бернард Вермет и Кейт Сеймур подтвердили правильность наших выводов. Произведения этого художника редки в российских собраниях. Ян ван Хухтенбург являлся придворным живописцем принца Евгения Савойского, выполнял заказы для Вильгельма III Оранского и был одним из самых значительных мастеров батальной живописи конца XVII – начала XVIII веков.

Ян ван Хухтенбург  

 

Семейные портреты графинь Бобринских – матери и дочери – в собрании Челябинского музея изобразительных искусств хранятся уже более сорока лет. Но о родственных связях изображенных на портретах молодой женщины и прелестной девочки стало известно совсем недавно. До сих пор считалось, что женщина на портрете кисти Генриха Матвеевича Манизера является графиней Бобринской Софьей Андреевной (1829-1912 гг.), урожденной графиней Шуваловой. Но при переписке с сотрудниками музея-усадьбы Кусково (откуда поступил портрет) и работе с архивными документами, стало достоверно известно, что на нашем полотне запечатлена Софья Алексеевна Бобринская (1842-1871), урожденная графиня Шереметева. Причем, портрет был написан посмертно с её фотографии, оригинал которой хранится в Государственном Эрмитаже. Считается, что портрет с фотографии и его повторения заказывала мать Софьи Алексеевны в память о рано умершей дочери.

Г.С. Манизер

 

Пастель кисти французской художницы Фредерики Эмилии Августы О’Коннель «Портрет Е.А. Бобринской» поступила в музей из реставрационных мастерских ГХЦРМ им.академика И.Э.Грабаря, где при восстановительных работах были утрачены записи о личности портретируемой. Таким образом, была оборвана родственная связь с  Софьей Алексеевной Бобринской. Благодаря успешному сотрудничеству с музеем-усадьбой Кусково, удалось узнать, что у графини Софьи Алексеевны и Алексея Васильевича Бобринских в 1864 году родилась дочь, названная Екатериной.  Так портретируемым были возвращены их настоящие имена, а музей обрел интересную историю семейных портретов.

 О. Коннель. Портрет Е.А. Бобринской

 

 

Коллекция советского и отечественного современного искусства XX века.

В собрании музея хранится живописное полотно «Счетовод колхоза» 1930-х годов кисти   Тимошенко с инициалами Л.П., которое поступило в музей в 1951 году. В ходе подробного изучения коллекции и работы над каталогом «Живопись 20-50-х годов XX века в собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств», которые в данное время проводятся, потребовали более детального анализа  биографических сведений о художниках. Выяснилось, что  Тимошенко с такими инициалами на российском художественном пространстве I-ой половины ХХ века отсутствует. Привлекая справочный материал, посвящённый этому периоду, удалось найти несколько мастеров с такой фамилией. Далее последовал тщательный  сравнительный  стилистический анализ, в ходе которого удалось выяснить, что автором «Счетовода колхоза» является Лидия Яковлевна Тимошенко, супруга известного советского графика, иллюстратора Е.А.Кибрика. Композиционные приёмы, выбор модели, работа большими колористически однотонными плоскостями, которые использовала  Лидия Тимошенко, легко узнаваемы, а сравнительный анализ с другими её произведениями, хранящимися в музеях России, с уверенностью позволяют атрибутировать исследуемое полотно Л.Я.Тимошенко и отнести его к известной художнице, графику, портретисту, иллюстратору книг, члену общества «Круг», с момента основания - член ЛОСХа.

В результате, через много лет установлено точное авторство произведения.

Л.Я. Тимошенко

 

Коллекция фарфора и фаянса XVIII – начала XX веков.    

Коллекция западноевропейского и русского фарфора нашего музея небольшая по составу, но достаточно интересная, благодаря разнообразию входящих в неё предметов ведущих европейских и российских фарфоровых мануфактур. Итогом изучения коллекции западноевропейского фарфора стало издание в 2012 году каталога «Западноевропейский фарфор и фаянс

 XVIII – начала XX веков в собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств».

С 2013 года ведётся работа по изучению  собрания русского фарфора и фаянса XVIII -  начала XX, который представлен в музее изделиями Императорского фарфорового завода (Санкт – Петербург), частными производствами Гарднера, Попова, Храпуновых – Новых, многочисленными фабриками «Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».

В настоящее время атрибутировано 76 предметов отечественных заводов, ранее имевших малую степень изученности, среди которых вазы, столовые приборы, мелкая пластика, каминная скульптура.

 Фарфор