НЕВЬЯНСКАЯ ИКОНА

Кроме собственно невьянских икон, в коллекции Е.Ройзмана находятся иконы знаменитых «северных писем», превосходная меднолитая пластика, резная деревянная скульптура, шитые бисером оклады икон.  В настоящее время в самой экспозиции музея порядка 300 памятников невьянской иконописной школы, примерно такое же количество находится в реставрации. Невьянская икона - вершина уральского горнозаводского старообрядческого иконописания. Невьянские иконописцы никогда не писали иконы на продажу, только под заказ, а так как заказчики были грамотные, искушенные и богатые, отсюда и высокий уровень иконописи. Явление, которое обозначается как "высокий Невьянск" существовало немногим более 100 лет: с 1720-х до 1840-х годов. Настоящих невьянских икон этого периода известно не так много и встречаются они все реже и реже. Но в коллекции Евгения Ройзмана они представлены достаточно полно: более ста подписных и датированных икон.

Старообрядческая культура России долгое время изучалась однобоко: внимание науки было обращено, прежде всего, на памятники письменности, старопечатные издания, певческую культуру, медное литьё  и бытовые особенности жизни старообрядцев.  Если же речь заходила о старообрядческой иконе, то ни одна сколько-нибудь выдающаяся икона, связанная со старообрядческой духовной жизнью, не восходила даже к XVII столетию. Преобладали скучные и малозапоминающиеся произведения XVIII и XIX веков.

ikona50.jpg

Музей «Невьянская икона» последовательно ведет научно-исследовательскую работу, постоянно контактируя с крупнейшими специалистами в области иконописания, историками и искусствоведами. На сегодняшний день, невьянская школа – одна из самых изученных ветвей старообрядческой иконописи. В содружестве с учёными, Е.В. Ройзман и директор музея М.П. Боровик издали несколько прекрасных альбомов-каталогов и  периодически выпускают научный «Вестник» музея.

Музей располагает собственной реставрационной мастерской. Кроме того, на базе художественного училища им. Шадра создано отделение реставрации, где уже третий год обучаются семеро молодых будущих реставраторов, отобранных среди самых талантливых детей. Бережно расчищенные из-под позднейших записей и почти почерневшей олифы, невьянские иконы заполыхали сияющим золотом, засветились радостными красками. Старообрядческая живопись, ассоциировавшаяся прежде с темными морщинистыми ликами, измождёнными фигурами святых и мелочностью письма, обернулась радостной стороной творчества, вернувшего историю искусства старообрядцев в историю русского искусства Нового времени.
Мы надеемся, что выставка всемирно известного музея вызовет у челябинцев живой и теплый  интерес.

Фоторепортаж