Мастер-класс Евгении Горчаковой

Мастер-класс для молодых культурологов, искусствоведов, художников и журналистов, а также для всех желающих «Дело в шляпе. Я и другой. Личность как событие во времени» - work-shop известного европейского специалиста в области визуальных искусств Евгении Горчаковой (г. Ольденбург, Германия).
Встреча проходит в рамках партнёрского участия ОГУК «Музей искусств» в программе IV Международного Нет-фестиваля видео-арта и анимации (http://no-festival.ru/) и при поддержке Центра немецкой культуры им. Гёте в Москве.
Евгения Горчакова – теоретик современного искусства, арт-куратор, художник-график и признанный мастер фотомедиа-арта. Член Союза Художников Германии, Лауреат многочисленных Международных Биеннале современного искусства во Франции, Испании, Норвегии, Польше, Венгрии, России.

afishavideo450.jpg

Workshop
«Дело в шляпе».
«Я и другой.
Личность как событие во времени».
«The other is in me, because I am me.
Similarly, the I from whom the other is absent perishes
»
Éduard Glissant

«Другой во мне ,потому что «я» являюсь собой.
Поэтому «я» без «другого» погибнет».
Эдуард Глиссан


Представления о другом как чужом, враждебном, угрожающем - корень многих личных, групповых, гендерных, культурных и религиозных конфликтов. Оно обычно рассматривается в социальном, культурологическом или этническом контексте. Философский аспект, раскрывающий идентичность как отношение между «я» и «другой во мне» (диалогическое отношение  Михаила Бахтина, идентичность взаимоотношений - relational identity - Эдуарда Глиссана), переносит это отношение внутрь каждого, объединяя  через понятие другости два дискурса: идентичности и глобализации.

За головным убором в современном мире остались в основном лишь утилитарная и декоративная функции.  Но в определённых сферах жизни и деятельности он сохранил функцию указания принадлежности к социальной или профессиональной группе, культуре, религии, являясь неотъемлемой частью многих ритуалов и табу. Историческая, культурная „память“ этого элемента одежды передаётся во времени  – головной убор может придать мыслям каждого из нас другой облик. С головным убором тех, кто всё время был чужим, противником или врагом, другое входит во внутрь, становясь  своей другостью.

В проекте головной убор - символ другости. Новая одежда, аксессуар влекут к зеркалу. В первое мгновение перед зеркалом проскальзывает чувство себя со стороны, вырывая нас из повседневности. Мы на мгновение преодолеваем беспорядочное, стихийное течение мыслей.  Потом мы привыкаем к одежде и оно быстро улетучивается. Это мгновение - центр проекта.

Реализация проекта.

В небольшом закрытом помещении (комната или выставочный зал) размещается  набор головных уборов.
Участникам предлагается выбрать из этого набора (милицейская фуражка, армейская кепка, берет, ермолка (кепа), ковбойская шляпа, котелок, платок, шаль, туарег, балаклава, чадра…) наиболее «чуждый, чужой», надеть его, вчувстваться в ситуацию и перед камерой описать своё состояние и мысли.

Участники workshop’а по желании могут разделиться на группы, в которых каждый по очереди выполняет роль оператора и исполнителя.
Видеоматериал будет переработан впоследствии в видеоинсталляцию, включающую видео полученных интервью, отрывки из текстов, предоставленные на выбор головные уборы, зеркало и фото.

Горчакова, Евгения
видео,  фотография, инсталляция, живопись, графика
Основной интерес: проблемы времени, пространства и коммуникации. Темы, граничащие с литературой и философией.

Родилась в Кирове, Россия; с 1992 г. живёт и работает в Ольденбурге, художник и куратор. 1967-1972 гг. – окончила филологический факультет МГУ, 1978-1982 гг. – окончила исторический факультет МГУ по истории искусства.

Стипендии, награды (выборочно): 1996 г. – премия  V. Биеннале, Катовице; 1 место Биеннале d’Alcoj, Испания; 1997 г. – 3 место - Триеннале Каир, премия – Триеннале Шамалье, Франция; 1999 г. - премия XXXI. Симпозиума искусств, Художественный музей, Дёр, Венгрия; Премия 12 Триеннале во Фридрихштадте, Норвегия; 2000 г. – Приз Биеннале Саппоро; 2006 г. – Нью-Йоркская стипендия от Союза художников Бремена; премия триеннале графики, Краков; 2008 г. – диплом «Золотой бубен», кинофестиваль в Ханты-Мансийске; 2009 г. – премия за проект, Биеннале Новосибирск, 2010 – Стипендия TOSMI, София.

Биеннале и фестивали: в Венеции (2001 и 2005), Дрездене, Лондоне, Александрии, Эдинбурге, Истамбуле, Тегеране, Бонне, Каире, Тулузе, Эссене, Белграде, Ёстерзунде, Берлине, Тунисе, Вене, Ольденбурге, Омске, Братиславе, Праге...

Персональные выставки (выборочно): 2000 г. – гильдия художников Эсслингена; городской музей Ольденбурга; Немецкий музей кино во Франкфурте; 2002 г. - Дом Гейдельберга, Монпелье; 2003 г. – замок Ритцебюттель Куксхафен; галерея художественной академии Лодзь; 2004 г. – галерея, университет Лаваль, Квебек, Канада; галерея А3, Москва; музей изобразительных искусств, Новосибирск; 2005 г. - Музеумсдорф Клоппенбурга; 2006, 2008 гг. – Digital Art Gallery, Берлин; M’ARS gallery, Москва; 2007 г. – Galeria Zejscie, Краков; выставочный зал, Ольштын, Польша; 2009 г. - музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Омск; музей изобразительных искусств Дьёра; 2010 г. - Дом художника, Вена: 2011 - Городская галерея «Mitte» Бремен.

Кураторские проекты (выборочно): 2006 г. – «Переводы с русского», МАРС, Москва; 2008 г. – «Crossroads. Nomadic knowledge and art strategies», Центр изобразительных искусств Бишкека; 2009 г. – «Genius loci», музей изобразительных искусств, Новосибирск 2010-11 «Переворот», музей изобразительных искусств, Омск; фестиваль «Скульптура иобъект» Братислава.

Фоторепортаж