КРАСКИ ЛЕТА Сергея Петрова

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ПЕТРОВ (1918-2006) – болгарский художник родом из Челябинска.
Семья художника в начале 1930-х годов, испытывая нужду, трудности покинула Россию и переселилась в Болгарию, на родину отца  Ивана Ивановича Петрова (мать, Васса Ивановна – русская).

_8020.jpg

Тяга к художественному творчеству проявилась у Сергея Петрова довольно рано и, закономерно, что семья сделала все возможное, чтобы после окончания гимназии, юноша поступил в Академию Художеств в Софии.
Это было трудное, но счастливое время, погружение в учебу (1940-1944), познание секретов мастерства под руководством художников Николы Маринова и Илии Петрова. Это не только время открытия и осмысления мира, но и теплоты домашнего очага. Сергей был единственным сыном, он был окружен вниманием отца, матери, бабушки Аграфены Ивановны.
Теплоту домашнего уюта, благодарность учителям Академии он пронес через всю свою жизнь.
В душе художника осталась светлая память об отце, который погиб в годы Второй Мировой войны.

7984.jpg

В его жизнь пришла и проникновенная светлая любовь – единственная и неповторимая Льолюшка, которая была необыкновенно одаренной певицей, человеком искрометным и ярким. Атмосфера домашних вечеров, интересных встреч наполняла художника вдохновением и радостью.

Творческий почерк мастера сложился постепенно. Если в работах 1940-50-х годов присутствует реалистическая фиксация действительности, как она есть, то постепенно поиски собственного художественного языка привели Сергея Петрова к самостоятельной манере, близкой мастерам европейского экспериментаторства.

Его вклад в культуру Болгарии огромен и по достоинству оценен. Мастер награжден орденами Кирилла и Мефодия I и II степеней. Его произведения находятся не только в Болгарии, но и в Америке, Англии, Италии, Швеции, Швейцарии, Корее, Японии.
Прожив долгую жизнь в Болгарии, художник не забывал о Родине. Он превосходно помнил свое детство, улицы и дома Челябинска. Так, в его мастерской в Софии постепенно копились холсты, помеченные крестиком на обороте, что означало «для Челябинска».

7990.jpg

Будучи в солидном возрасте, он возлагает свои чаяния о перевозе части творческого наследия на родину на Российский Фонд Культуры.
При содействии Фонда в 1998 г. в Москве в Болгарском культурном центре состоялась персональная выставка живописца. А год спустя Фонд передал в Челябинскую Картинную галерею первые 30 работ мастера. Затем была оказана помощь Челябинским отделением РАО ЕЭС в перевозе произведений  на Урал. Картины были отобраны сотрудниками галереи непосредственно в софийской мастерской художника (2002). Это было сердечное и душевное знакомство художника с земляками, знакомство челябинцев с болгарским журналистом Ларисой Григоровой, приложившей личные усилия для свершения этой миссии.

В 2000 году в Картинной галерее Челябинска состоялась первая персональная выставка, затем еще две выставки в 2002 и 2005 гг. А в 2006 году художника не стало.
Сегодня в запасниках музея более 400 живописных работ, пастелей, акварелей и монотипий.

8025.jpg

Нынешняя камерная экспозиция (всего 30 произведений) с названием «Краски лета», открывающаяся в летний сезон, более всего адресована юному зрителю. Она предоставляет возможность ознакомиться с жанрами портрета, пейзажа, натюрморта.
Юным посетителям откроется мир особой манеры художника в разных технических проявлениях – живописи, монотипии, акварели.

Живопись Сергея Петрова – это динамическое движение цвета, мощного, светоносного, похожего на пласты извергающейся лавы. Цвет лепит форму, подчеркивает глубину или плоскостность пространства, выражает внутреннюю энергию мастера. В экспозиции наглядно сопоставляются живописная и графическая техники. И такое сопоставление выявляет очевидное доказательство экспериментаторства С. Петрова. Желание мастера высказаться «до конца» привело к созданию собственного синтетического языка, где графика тяготеет к живописной вязкости.
В то же время в отдельных произведениях графики природные качества акварели – текучесть, прозрачность – легко угадываются («Памяти мамы», 1986).
В монотипии, добиваясь осязательной ясности, художник, экспериментируя, создает по нескольку оттисков со стекла на бумаге («Лес», 1991, «Мелник», 1991, «Боженцы», 2004).

9860.jpg

Жанры художника подчинены внутреннему динамическому восприятию мира. Его пейзажи не иллюстративны. В них природа живет собственной жизнью, где таинство биения соков земли, колебания воздуха и света придают изображению эффект поэтического выказывания.
Эта внутренняя, заряженная солценосностью энергия прорывается в пейзажах «Вечер», «Родопский пейзаж» (1992).
Мастер нежно и трепетно любит старые болгарские города. Его городские пейзажи пронизаны единством природы и архитектурных объектов. Словно вросшие в зелень уютные домишки сопоставимы в поэтической метафоре то со старым грибом с покосившейся коричневатой шляпкой («В деревне»), то с детским конструктором со сложенными друг на друга объемами («Тырново», 2002).

_7982.jpg

В портретном жанре художник изучает человека с присущей ему пристальностью и страстностью. Если в портретах «Родопчанка», «Портрет девушки» превалирует лирическое чувство мастера, то знаменитый на весь мир габровский юмор прочитывается в динамически конструктивной основе остро характерного «Портрета Радоя Ралина» (1980).
Жанр натюрморта Сергей Петрова близок по поэтичности пейзажу. Это разные по состоянию, декоративному качеству, манере исполнения изображения.
«Тюльпаны» («Памяти Льоли», 1997) – монументальные, сочные цветы, сопоставляемые с горением свечи. Драматизм изображения проявляется в превалировании «горящих» как пламя цветов.
Напротив, «Натюрморт» (1972) демонстрирует чередование конструктивно решенных кувшина и фруктов с цветовыми полосами густо-синего, красного и желтого цветов. Как сполохи зарниц они вносят в изобразительное поле экспрессивное начало.
Из темно-синего фона высвечивающиеся отдельными драгоценными пятнами цветы в вазе («Натюрморт», 1984) словно отвечают известной поэтической строке российского  поэта А. Кушнера: «Таинственна ли жизнь еще? Таинственна вполне…»
В этой тихой и таинственной жизни цветов натюрморта хранится своеобразная портретность души автора, художника Сергея Ивановича Петрова.
Образ выставки «Краски лета» гораздо шире названия. Это образ мира выдающегося болгарского живописца, которого нет с нами уже 5 лет. Предваряя юбилей города, сотрудники музея определяют значительное место Петрова в художественной культуре Челябинска.

_MG_9941.jpg

Экспозиция – дань памяти художнику и открывающееся «лабораторное» пространство для детей, для побуждения фантазии, вкуса, смелости и поэтико-лирического видения разнообразных сторон действительности (отсюда уместно в пространстве выставки оборудование для претворения детских замыслов).

Сергей Петров писал не только картины, но и стихи. И слова «В России будет слышен голос мой…» удивительно точно отражают то произнесенное художником пророчество, которое продолжает сбываться и по сей день.

Выставка работает до 25 августа 2011 г.

Фоторепортаж