ИСКУССТВО ЕВРОПЫ

Собрание живописи Западной Европы  Челябинской картинной галереи начало формироваться с  года ее основания – в 1940 г. Первые произведения – итальянские погрудные портреты небольшого формата  (по традиции, идущей от основателя и первого директора музея Л.П.Клевенского, называемые «флорентийские») – самые ранние по исполнению, предположительно,   конец XVI- начало XVII  вв.,  картина Л.Рожеле  «Именины мамы»1870-х гг.,  и ряд других  составили начало коллекции в 1939-1940 гг. К сожалению, источники поступления остаются неизвестными – в 1941 году Челябинская картинная галерея, просуществовав чуть больше года, была «ликвидирована» и восстановлена только к 1952 году. В связи с закрытием документы первого этапа истории музея в годы войны были утрачены.

232171674.jpg

Коллекция западноевропейского искусства  получила право на существование только в начале 1960-х гг., в результате передачи из собраний Государственного исторического музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и из Министерств культуры    СССР и РСФСР произведений живописи, гравюры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Для судьбы коллекции эти передачи сыграли решающую роль. В последующие 1970-1990-е годы продолжали комплектоваться разделы западноевропейской живописи и гравюры от местных частных   владельцев, в том числе и по закупкам Министерства культуры РСФСР по заключению их экспертов, и благодаря передаче от РОСИЗО.
В настоящее время  коллекция насчитывает  200 произведений, из них  70 произведений живописи, 117 гравюры, считанные единицы оригинальной графики и скульптуры. На нынешней выставке «Искусство Европы XVI–XIX вв.»  экспонируются шедевры  живописи из собрания музея искусств.
В коллекции западноевропейской живописи  представлены произведения  главных европейских школ: итальянской, голландской, фламандской, французской, немецкой, австрийской, испанской. Примерно треть из них – работы неизвестных художников.      В течение всего периода в процессе   исследований был атрибутирован ряд произведений, ряд портретов и композиций  переведены в коллекцию русской  живописи, и наоборот, выведены из нее и включены собрание живописи западноевропейской.
Среди переданных из центральных музеев произведений  есть такие, которые имеют замечательный провенанс, то есть происходят из дворца-усадьбы Вяземских-Шереметевых в Остафьеве, из усадьбы  графини С.И.Чернышевой-Безобразовой в Яропольце, из кремлевских собраний, из музея 1840-х годов, музея-усадьбы и керамики «Кусково», из коллекций  Ф.В.Чижова, Ф.И.Прянишникова, Румянцевского музея, Эрмитажа. Ряд произведений иностранных живописцев, работавших в России, изучаются и экспонируются в разделе россики (И.Б.Лампи, Ж.-Л.Монье, Дж.Доу, Ш.Козина (?).
Небольшая по численности коллекция западноевропейской живописи в собрании Челябинского музея искусств привлекательна для знатока и любителя. Она узнаваемо отражает важнейшие исторические этапы и явления классического европейского искусства, в котором  центральное место от эпохи Возрождения до XVIII века занимает Италия. Раздел итальянской живописи представлен портретами  конца XVI-  нач.XVII вв. (вышеупомянутые  «флорентийские» портреты, предположительно, круга Франческо Сальвиати и Кристофано Аллори). Бурный XVII век  представляет полотно «Наказание Аполлоном Марсия», определяемое нами как произведение И.К.Лота – яркое страстное барокко в композиции, колорите, резких контрастах и драматизме. XVIII веку, именуемому в венецианской живописи серебряным, принадлежат  типичный видовой пейзаж неизвестного художника «Уголок Венеции» (запечатлена Большая лагуна с видом на остров Сан-Джорджо Маджоре), два большеформатных пейзажа римлянина А.Локателли, один из которых был в 2003 г. отреставрирован В.П.Кочневым, в результате чего произошла атрибуция сюжета – «Суд Париса». Среди других  произведений «Вакханалия», исполненная в 1740-е гг. Дж.П.Панини. XIX век в итальянской живописи  представлен скромно – единственно неаполитанским пейзажем И.Каффи 1852 г.
В собрании Челябинского музея искусств имеется 14 произведений голландских и фламандских художников эпохи расцвета. Причем, представлены практически все жанры, кроме портрета: батальный, евангельский, морской и сельский пейзажи, анималистический жанр, цветочный натюрморт, имена художников: Корнелис Корнелиссен ван Хаарлем, Ян ван Баден, Томас Виллебортс, Ханс Годерис, Симон Даув, Питер ван Блумен, Ваутер Ферсхюр, Абрахам Хондиус, Мельхиор де Хондекутер (?). Среди произведений ранненемецких (или раннеголландских?) – «Снятие с креста», тяготеющее к школе Дюрера, исполнено на медной пластинке. Маленькая Голландия  в первой половине XVII в. задала тон развитию европейской и русской живописи на предстоящие два столетия – вплоть до конца XIX в.
Произведений французской школы гораздо менее по числу. Среди наиболее интересных – «Собаки перед убитым зайцем» Ж.Б.Удри, «На юге Франции» Г.Робера – широко известных в Европе живописцев  XVIII века, а также «Возвращение миссионера» Ж.Фраппа, «Именины мамы» Л.Рожеле, пейзаж Э.Хоштейна, исполненные в  XIX в. Немецкая и австрийская живопись представлены Х.Гриппенкерлем, А.Вернером (?), Ф.Шульце, Э.Шлейхом, Т.Эндером и др.  В собрании имеется единственное полотно испанской живописи  - Г.А.Доминго «У жаровни», очаровательная миниатюрная сочная фактурная живопись.
Европейская живопись ХХ века по понятным причинам не получила целенаправленного отражения в собрании Челябинского музея искусств. В самом начале XXI века в собрание поступила  в дар от автора целая коллекция произведений современного финского художника Я.Э.Кульберга (живопись восковыми красками и скульптура), созданных в конце  ХХ века.
Таковы общие временные рамки и характеристические черты коллекции, произведения которой  отражают важнейшие  художественные явления и стили классической поры в Европе.

Г.С.Трифонова,
ведущий научный сотрудник
Челябинского музея искусств

Фотографии коллекции западноевропейской живописи