«Что он Гекубе, что она ему?»

Театру «Манекен» - 50 лет! Яркие спектакли, не сыгранные, а прожитые без лжи и бутафорских эмоций, мощно вовлекали зрителя в напряженную жизнь театрального действия. И при этом – эстетски современное, предельно аскетичное декорационное оформление всегда работало на идею спектакля, проявляло режиссерский замысел, создавало уникальный образ театральных работ Манекена.
Сколь эфемерно театральное искусство! И все же! В коллекции Челябинского музея изобразительных искусств, в отдельной «номинации» произведений театрально-декорационного искусства, (чем, к слову сказать, челябинский музей выгодно отличается от «собратьев») есть эскизы костюмов и декораций к спектаклю Анатолия Морозова «Белый пароход» по Чингизу Айтматову. Автор – художник театра и кино Валентин Александров. В 2002 году их видели зрители на его персональной выставке в музее «Амплуа: художник».
Aleksandrov_eskiz.jpg
В стилистику «бедного» театра, с лаконичной, но образной сценографией прекрасно вписывался и сам художник, и театр, в ту пору студенческий театр челябинского политехнического института. Максимум выразительности минимальными средствами. Художник прекрасно умел использовать масштаб большой сцены актового зала ЧПИ, где в те времена была основная площадка театра. В спектаклях «Белый пароход», «Сорок первый», «Две стрелы» все сценическое пространство работало, было задействовано в образной структуре, охвачено и пересечено динамичными веревками или сетями.
«Валентин Александров, мне кажется, обладает обостренным чувством атмосферы спектакля, умеет не только прочувствовать ее, но и развить, а потом реализовать на сцене» (А.А. Морозов. Из каталога выставки Валентин Александров «Амплуа: художник». Челябинск, 2002)
Мы поздравляем Театр «Манекен» с этим замечательным юбилеем и желаем удачи во всем, новых спектаклей и яркого творчества!

Наталья Козлова,
ст. научный сотрудник
Челябинский государственный музей изобразительных искусств