БЕЛОЕ ЗОЛОТО ЕВРОПЫ

Министерство культуры Челябинской области
Челябинский государственный музей изобразительных искусств

представляют выставку

БЕЛОЕ ЗОЛОТО ЕВРОПЫ

Западноевропейский фарфор и фаянс XVIII – XX веков
в собрании Челябинского государственного музея
изобразительных искусств

Фарфор, история которого насчитывает более трёх тысяч лет – одно из величайших китайских изобретений. Наибольшей популярностью в Европе в XVIII – XX веках пользовался китайский фарфор из Цзиндэчженя (провинция Цзянси), самого крупного центра по производству фарфора «белоснежного как яшма, чистого и гладкого, как зеркало тонкого как бумага, звонкого как гонг».
В Европе в в XVIII – XX веках фарфор называли «белым золотом» и приписывали ему магические свойства – обнаруживать в еде яд и способность его нейтрализовать. Богатые дамы оправляли осколки разбитых фарфоровых изделий в драгоценные металлы и носили их как украшения.

farfor1.jpg

Поток китайских товаров, доставлявшихся в Европу Ост-Индскими компаниями, произвёл ошеломляющее действие на европейцев, открыв им мир других эстетических ценностей и распространив в XVII веке в Европе моду на всё китайское. Эта мода получила на Западе название «шинуазри», а в России «китайщина».

farfor2.jpg

В Европе уже с конца XV века предпринимались попытки разгадать «китайский секрет». В XVII веке французский керамист Луи Потера получил массу, которую называют мягким фарфором, в её составе нет каолина (белая, пластичная глина), одного из основных компонентов твёрдого фарфора.

farfor4.jpg

Получить рецепт изготовления твёрдого фарфора в 1709 году удалось двум очень разным людям – Эренфриду Вальтеру фон Чирнгаузену, учёному-экспериментатору, первому немецкому члену французской Академии наук, который был вдохновителем этого проекта и Иоганну Фридриху Бёттгеру, аптекарю и алхимику, служившим при дворе саксонского курфюрста Августа Сильного, большого любителя китайского фарфора. В 1710 году в Дрездене (Германия, Саксония) была открыта первая в Европе мануфактура, производившая твёрдый фарфор, который по своим качествам даже превосходил китайский. В этом же году мануфактура была переведена в Мейсен в крепость Альбрехтсбург. Мейсенская фарфоровая мануфактура, став крупнейшим керамическим центром, на долгие годы определила пути развития фарфорового производства в Европе.

farfor3.jpg

На выставке представлены изделия ведущих фарфоровых мануфактур Европы – Мейсена, Севра, Берлинской и Копенгагенской Королевских фарфоровых производств, а также многочисленных частных предприятий Германии, Франции, Англии, Чехословакии, Польши, дополняющих главные производства и дающих цельную картину развития западноевропейского фарфора и фаянса XVIII – XX веков.

Куратор выставки: Медведева Галина Ивановна

Адрес:
г. Челябинск, ул. Труда, 92А, тел. 266-38-17
Время работы: с 11.00 до 19.00, четверг с 13.00 до 21.00, выходной – понедельник