5 августа - день рождения Ильи Ефимовича Репина

Живописец и график, он работал в различных жанрах изобразительного искусства - исторической и бытовой картине, портрете.

За шестьдесят пять лет творческой деятельности Репиным были созданы многочисленные произведения, которые сегодня украшают коллекции не только крупнейших музеев, таких как Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская  галерея, но и многих провинциальных.

В собрании Челябинского музея изобразительных искусств находятся шесть произведений графики (офорт, рисунок), относящиеся к различным периодам его творчества (1873-1913). в основном они выполнены в портретном жанре.

 

 

Фрагмент выставки «Наш Репин» в Челябинском музее изобразительных искусств. 2013.

Одним из ранних является портрет художника М. Н. Горшкова, сокурсника Ильи Репина по Академии художеств. Блестящий рисовальщик минимальными выразительными средствами передает состояние взволнованности портретируемого. 

 

 

Репин И. Е. Портрет художника Михаила Николаевича Горшкова. 1880. Бумага, карандаш, соус. ЧГМИИ

Художник Михаил Николаевич Горшков родился 20 ноября 1842 года в г. Ельце в купеческой семье. С 1868 года был вольнослушателем Академии художеств, учился вместе с И. Е. Репиным. Илья Репин дружил с Михаилом Горшковым, приезжал в Елец в гости. Много лет спустя, М. М. Пришвин спросил Репина, таланливым ли художником был его земляк М. Н. Горшков. «Репин немного подумал, поморщился. «Нет!» - сказал он решительно. Потом еще подумал, вдруг весь встрепенулся, сразу посветлел и еще решительней сказал: «Да, но он был гениальный!...». Художник М. Н. Горшков стал прототипом двух рассказов Пришвина - «Загадка» и «Наш сад». Образ чудака-художника на всю жизнь запечатлелся в памяти будущего писателя. Умер И. Н. Горшков около 1914 года.

 


 

Небольшой рисунок пером «Сваха», выполненный в быстрой энергичной манере, отличается характерностью, гротескностью образа и проявляет присущий художнику юмор. 

 

 

Репин И. Е. Сваха. 1895. Бумага, тушь, перо. ЧГМИИ

Эскиз к неосуществленной картине И. Е. Репина.

 


 

Одной из вершин Репина-рисовальщика считается портрет М. О. Левенфельд, в котором художник ставил себе задачу в один прием запечатлеть образ молодой модели.

 

 

 

Репин И. Е. Портрет М. О. Левенфельд. 1913. Бумага, карандаш, сангина, уголь. ЧГМИИ

Портрет Марии Осиповны Левенфельд, дочери московского коллекционера О. Д. Левенфельда, - одно из тех произведений, в которых художник осуществил идею писать портреты в один сеанс. Портрет выполнен в дни, проведенные И. Е. Репиным в Москве, куда он приезжал в связи с реставрацией поврежденной картины «Иван Грозный и сын его Иван».

 


 

Уникальным явлением в творчестве И. Е. Репина стало обращение к технике офорта. Его работы в этой области немногочисленны, и как утверждает в своей монографии о художнике И. Э. Грабарь «офортов у него не наберется и одного десятка». Поэтому офорты Репина представляют редкость и особый интерес. В собрании нашего музея их два – «Женщина в чепце» и «В верхнем ярусе театра».

 

   

 

Репин И. Е. Женщина в чепце. 1878. Бумага, офорт. ЧГМИИ

Репин И. Е.  В верхнем ярусе театра. Бумага, офорт. ЧГМИИ

И .Е. Репин мало работал в технике печатной графики. Его работы в этой области немногочисленны. Как утверждает И. Э. Грабарь в своей монографии о художнике «офортов у него не наберется и одного десятка». Поэтому офорты Репина представляют редкость и особый интерес.

В коллекции Третьяковской галереи находится большой репинский рисунок, изображающий ряд театральных лож со смеющейся публикой. Видимо, Репин не раз обращался к этому сюжету: его волновала проблема передачи смеха в различных ситуациях, а театр это наилучшее место для ее изучения. Персонажи офорта обладают сходными чертами с героями картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880).

 

Автор текста: Сергей Михайлович Шабалин, главный хранитель Челябинского музея изобразительных искусств.